Уроки теории (курс лекций)
  • Register

Конструктивные гаммы

гаммы в джазеВ более поздних стилях джаза появились необычные гаммы. И, вообще, в современной музыке двадцатого столетия композиторами стали использоваться конструктивные гаммы (гамма папаши Римского-Корсакова и целотонная гамма). Музыканты джаза переварили, осознали и приспособили их звучание под себя.

Сами по себе такие гаммы звучат моторно, завершенно и логически обоснованно благодаря периодической структуре строения. При наложении на функцию (партию левой руки) некоторые звуки гаммы не совпадают с аккордовыми звуками функции (также они не совпадают и с ладовыми звуками, т.к. включают в себя альтерированные ступени). Тем не менее, общая структура не выглядит фальшивой и имеет вполне приличное и характерное джазовое звучание. Очевидно, здесь сказывается движение самой гаммы во времени. Это еще с одной стороны обогатило джаз и внесло в него новые краски.


Удобнее всего (и вначале так и было) конструктивные гаммы использовать на доминантовой функции (либо доминантовой по структуре). Однако практика показывает, что возможно и совершенно другое их функциональное использование. Примеры – Джон Колтрейн, Билл Эванс. Телониус Монк был весьма неравнодушен к целотоновой гамме, и использовал её очень часто. Эта гамма имеет наибольшую стремительность в покрытии широкого диапазона и звучит в средних и быстрых темпах ошеломляюще.

Наряду с ярко выраженными структурными гаммами встречаются и варианты гамм, где структурные элементы прослеживаются в общем потоке гаммы (Гарланд и т.п.).

Техника использования гамм весьма непростая и требует предварительной осознанной самостоятельной работы. Овладение ей существенно продвигает музыканта за рамки обычного традиционного свинга и открывает горизонты современного джаза.

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза