Уроки теории (курс лекций)
  • Register

Квартовые цепочки

квартовые аккорды джаза

Джаз фортепиано

Сколько кварт подряд можно нагородить, чтобы звучало? Не пропадет ли при этом функция? Для каких ладовых функций это приемлемо (тоническая, субдоминантовая, доминантовая)?

Начнем с того, что приемлемо это для всех функций лада. Многоквартовые аккорды уместны как взятые сами по-себе, так и в процессе гармонизации при правильном разрешении голосов, они могут двигаться параллельно, а могут изменять в процессе смены гармонической функции всего один или несколько звуков. Квартовые созвучия в джазе проявили себя в большей степени.

 

Появление данных аккордов в джазе не случайно. Внутренняя структура аккорда имеет в своем строении от одной до сразу нескольких диссонансных септим (при смещении расположения аккорда внутрь они могут быть секундами):

степень диссонантности квартового аккорда
Квартовые аккорды обязаны своим появлением использованию тонов нонаккордов и сексты (для минора - дорийской).

квартовый аккорд получается из терцового
Они могут применяться:
1. в чистом виде для тоники и субдоминанты натурального мажора, VI и III ступени (медианты) натурального минора

аккорд из чистых кварт
2. с использованием увеличенной кварты (ув.4) в нижнем звене аккорда в доминанте мажора и дорийских минорах (субдоминанта и тоника)

квартовые аккорды минорного наклонения
3. можно придумать интересные квартовые созвучия и с использованием ув4. и ум.4 в доминантах миноров.

один из квартовых доминантовых аккордов минора
А с условием джазового проникновения мажора в минор и наоборот в фактуре джаза наберется еще больше вариантов квартовых аккордов. См. урок по мажоро-минору в ф-но фактуре джаза.

И все же. Не обязательно искать только чисто квартовые варианты для квартовых созвучий. Если квартовые построения рассматривать не в чистом виде, а в виде верхней надстройки (что встречается чаще), то для любого аккорда всегда найдется как минимум две чистых кварты, которые удачно встроятся в общую вертикаль.

квартовые надстройки
Чаще квартовые созвучия встречаются в тесной фактуре как для исполнения в правой руке, так и для исполнения в левой руке пианистами. Они также имеют характерное звучание и содержат в себе 2 кварты

квартовая фактура в тесном расположении
По две кварты имеют и такие виды конструкций, зашитых в октаву и применяемых пианистами для игры мелодии в правой руке чаще в сочетаниях с октавами и блокаккордами, также несут в себе часть кварто- содержащей фактуры. Приведу пример гармонизации гаммы тремя функциями.

исполнительская фортепиенная джазовая техника, основанная на квартовых созвучиях
Как видно из примера, большинство созвучий в функциях лада при применении данной конструкции в мелодии звучат и добавляют сразу две вещи:1) усиливают напряжение, 2) уплотняют мелодию больше чем просто октава.
Реже в данной технике применяются (но встречаются фрагментарно) подобные созвучия в таком виде:

другие виды квартовых построений при использовании октавной техники игры

Вывод

Несмотря на такое внутреннее разнообразие, все квартовые аккорды имеют определенный характерный окрас и обладают высочайшей степенью перкуссивности (стук).
Квартовые образования часто встречаются в тесном расположении в партиях и левой и правой рук пианистов. Сразу надо сказать, если в оркестровой фактуре квартовые аккорды появляются только благодаря перу аранжировщика, то джазовый пианист без предварительных договоренностей может применять и использовать их прямо в импровизации, вернее сказать, ему без них просто не обойтись. И данная фактура будет созвучна с трезвучной логикой и даже с изложением трезвучной вертикали в партиях других инструментов. Т.е. аккомпанемент с включениями квартовых звеньев также не нарушает логики гармонического развития, но придает ему особую джазовость.

Это значит, что джазовая музыка прекрасна не только своими септаккордами, но, прежде всего, фрагментами кварт- содержащей фактуры. Если сказать в сравнении: септаккорды в джазе – это начальный вариант, а квартовые (кварт- содержащие) аккорды – продвинутый.

Еще по квартовым аккордам

Квартовые созвучия чаще всего используются не в чистом виде, а включенными в состав аккордов, но везде, где они используются, создается характерный признак звучания. Даже простой аккорд в левой руке в тесном расположении EGAD имеет в своем составе 2 кварты, что сказывается на звучании.

Чаще всего квартовые аккорды строятся от терции EADGC (EbADGC), возможен вариант BEADGC (BEbADGC) для тонического или субдоминантового септаккорда и BbEADGC для тоники в блюзе и доминанты. В квартовых аккордах могут использоваться и цепочки с меньшим количеством кварт, главное, чтобы всегда присутствовал терцовый тон. В любом месте в квартовые созвучия можно добавлять основные (1, 3 и 5) ступени аккорда, что, как правило, и происходит.

Вы заметили, что у тоники и доминанты (субдоминанты и тоники) имеются общие квартовые звенья, которые могут оставаться статичными при соединении этих аккордов GFADG – CEADG – FEADG. Это тоже используется в джазе (в классической музыке встречается крайне редко).

Диатонический параллелизм – новое свойство, образующееся в джазовой фактуре при использовании в гармонизации квартовых фрагментов для соединения близ прилегающих функций (тоника - субдоминанта, доминанта – тоника) FBEA – EADG, EABD – DGAC, BEFA – ADEG и т.п.

Применение квартовых созвучий используется при гармонизации вместе с септаккордами и более сложными аккордами, создавая уникальную гармоническую палитру.

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза