Сколько кварт подряд можно нагородить, чтобы звучало? Не пропадет ли при этом функция? Для каких ладовых функций это приемлемо (тоническая, субдоминантовая, доминантовая)?
Начнем с того, что приемлемо это для всех функций лада. Многоквартовые аккорды уместны как взятые сами по-себе, так и в процессе гармонизации при правильном разрешении голосов, они могут двигаться параллельно, а могут изменять в процессе смены гармонической функции всего один или несколько звуков. Квартовые созвучия в джазе проявили себя в большей степени.
Появление данных аккордов в джазе не случайно. Внутренняя структура аккорда имеет в своем строении от одной до сразу нескольких диссонансных септим (при смещении расположения аккорда внутрь они могут быть секундами):
Квартовые аккорды обязаны своим появлением использованию тонов нонаккордов и сексты (для минора - дорийской).
Они могут применяться:
1. в чистом виде для тоники и субдоминанты натурального мажора, VI и III ступени (медианты) натурального минора
2. с использованием увеличенной кварты (ув.4) в нижнем звене аккорда в доминанте мажора и дорийских минорах (субдоминанта и тоника)
3. можно придумать интересные квартовые созвучия и с использованием ув4. и ум.4 в доминантах миноров.
А с условием джазового проникновения мажора в минор и наоборот в фактуре джаза наберется еще больше вариантов квартовых аккордов. См. урок по мажоро-минору в ф-но фактуре джаза.
И все же. Не обязательно искать только чисто квартовые варианты для квартовых созвучий. Если квартовые построения рассматривать не в чистом виде, а в виде верхней надстройки (что встречается чаще), то для любого аккорда всегда найдется как минимум две чистых кварты, которые удачно встроятся в общую вертикаль.
Чаще квартовые созвучия встречаются в тесной фактуре как для исполнения в правой руке, так и для исполнения в левой руке пианистами. Они также имеют характерное звучание и содержат в себе 2 кварты
По две кварты имеют и такие виды конструкций, зашитых в октаву и применяемых пианистами для игры мелодии в правой руке чаще в сочетаниях с октавами и блокаккордами, также несут в себе часть кварто- содержащей фактуры. Приведу пример гармонизации гаммы тремя функциями.
Как видно из примера, большинство созвучий в функциях лада при применении данной конструкции в мелодии звучат и добавляют сразу две вещи:1) усиливают напряжение, 2) уплотняют мелодию больше чем просто октава.
Реже в данной технике применяются (но встречаются фрагментарно) подобные созвучия в таком виде:
Вывод
Несмотря на такое внутреннее разнообразие, все квартовые аккорды имеют определенный характерный окрас и обладают высочайшей степенью перкуссивности (стук).
Квартовые образования часто встречаются в тесном расположении в партиях и левой и правой рук пианистов. Сразу надо сказать, если в оркестровой фактуре квартовые аккорды появляются только благодаря перу аранжировщика, то джазовый пианист без предварительных договоренностей может применять и использовать их прямо в импровизации, вернее сказать, ему без них просто не обойтись. И данная фактура будет созвучна с трезвучной логикой и даже с изложением трезвучной вертикали в партиях других инструментов. Т.е. аккомпанемент с включениями квартовых звеньев также не нарушает логики гармонического развития, но придает ему особую джазовость.
Это значит, что джазовая музыка прекрасна не только своими септаккордами, но, прежде всего, фрагментами кварт- содержащей фактуры. Если сказать в сравнении: септаккорды в джазе – это начальный вариант, а квартовые (кварт- содержащие) аккорды – продвинутый.
Квартовые созвучия чаще всего используются не в чистом виде, а включенными в состав аккордов, но везде, где они используются, создается характерный признак звучания. Даже простой аккорд в левой руке в тесном расположении EGAD имеет в своем составе 2 кварты, что сказывается на звучании.
Чаще всего квартовые аккорды строятся от терции EADGC (EbADGC), возможен вариант BEADGC (BEbADGC) для тонического или субдоминантового септаккорда и BbEADGC для тоники в блюзе и доминанты. В квартовых аккордах могут использоваться и цепочки с меньшим количеством кварт, главное, чтобы всегда присутствовал терцовый тон. В любом месте в квартовые созвучия можно добавлять основные (1, 3 и 5) ступени аккорда, что, как правило, и происходит.
Вы заметили, что у тоники и доминанты (субдоминанты и тоники) имеются общие квартовые звенья, которые могут оставаться статичными при соединении этих аккордов GFADG – CEADG – FEADG. Это тоже используется в джазе (в классической музыке встречается крайне редко).
Диатонический параллелизм – новое свойство, образующееся в джазовой фактуре при использовании в гармонизации квартовых фрагментов для соединения близ прилегающих функций (тоника - субдоминанта, доминанта – тоника) FBEA – EADG, EABD – DGAC, BEFA – ADEG и т.п.
Применение квартовых созвучий используется при гармонизации вместе с септаккордами и более сложными аккордами, создавая уникальную гармоническую палитру.