В наших уроках (здесь, здесь, здесь) мы уже подробно обозначили все свойства блюзовой пентатоники, ее звучность на функциях I, II, IV, V и VI ступеней мажора, порождающую особый джазовый шарм. Ступени эти в мажоре могут быть как натуральными терцовыми звукорядами (чаще септаккордами), так и малыми мажорными септаккордами. Музыкант, имеющий образование, знает, что это приличный набор для гармонизации любой диатонической мелодии.
В минорных блюзах также можно встретить пентатонику, но звучание здесь несколько иное, т.к. конфликт мажоро-минора здесь может отсутствовать, а может проявляться по-другому. Почитать об этом можно здесь «О проникновении мажора в минор и наоборот». Как характерная вещь в минорных блюзах часто наряду с натуральной VI ступенью встречается дорийская VI ступень (чаще она присутствует в гармонии и функционально приходится на тонику или субдоминанту).
Пример1.
Дорийская VI ступень придает минорному блюзу характерную джазовую экспрессивность. А также как и в мажорных блюзах в минорных позволяет подобрать простые варианты гармонизации с опорой на тритон.
Пример2 (начало «Саммертайм» Гершвина)
Теперь поговорим о пентатонике, которая в миноре также проявляет свои замечательные свойства. Говоря о пентатонике, необходимо упомянуть о единственной блюзовой ступени в миноре - V пониженной ступени (III и VII в миноре уже низкие по определению).
Пример3 (рисунок).
Эта V пониженная замечательным образом совместно с пентатоникой дает интересные (звучащие) варианты для гармонизации всеми основными ступенями минора:
I, IV, IVгарм., V, Vгарм., II, II7, VI, VI7, III, VII7, # IVум.7
Пример4 – цифровка с применением всех данных функций.
Исполняя простую данную гаммообразную конструкцию, мы уже имеем джазовый звук, перебирая различные варианты гармонизации.
Если говорить об усложнениях, то минорные блюзы также (только наоборот) могут быть усложнены использованием функций из одноименного мажора (VI, IVгарм., IIm7), и также в гармонии могут присутствовать мажорные ступени при наличии минорных (натуральных) ступеней лада в мелодии. Чаще это встречается в субдоминантах, доминантах и двойных доминантах (функции II ступени). Поэтому в теории минорные блюзы также имеют массу средств гармонической выразительности для создания насыщенного джазового спектра звучания без риска зацикливания на повторности. Все же минорных блюзов встречается меньше, чем мажорных, пентатоника которых по-праву называется блюзовой.
Данный материал полезен как рассмотрение еще одного замечательного свойства проявления пентатоники в джазе – ее звучность в миноре.
Что касается свойств пентатоники именно в джазе, осталась еще одна не освященная тема – хроматические пентатонические конструкции с их многовариантными степенями функциональной гармонизации. Данные явления встречаются только в джазе и мало где подробно описаны. Звучание они создают интересное, используются фрагментарно. Попробуем рассмотреть данную тему в дальнейшем.