Уроки теории (курс лекций)
  • Register

Обучение джазу

играть джаз

Как играть джаз.

Как учиться играть? Это основной вопрос не только для джаз музыканта, а и для любого музыканта вообще. В силу большой трудоемкости процесс обучения музыке занимает большое количество времени. Но неправильно потраченное время на неэффективные занятия может не только выматывать, но и отбить всякое желание подходить к инструменту. Заниматься нужно правильно. Касается не только музыки.

Важность рационального распоряжения своими ресурсами усугубляется большим количеством средних и плохих методик, огромным объемом кривых нот и разбросанностью информации по разным источникам. Плюс подача на разных языках и в разных формах (форматах). К отягчающим факторам также относится негативное свойство джаз индустрии к стремлению максимально завалить рынок любого качества джазовой продукцией. Количество штампованных записей велико. Понятно, что рациональное зерно из всей кучи полезных и бесполезных материалов выбирать становится с каждым годом все сложнее и сложнее.


Как правильно учиться:

1. Слушать джаз. Какие неприятные моменты могут быть здесь. Очень большое количество наиценнейших записей (фонограмм), которые содержат действительно очень интересный материал, записано с таким качеством, которого можно было добиться на тот момент недостаточного уровня развития звукозаписываюших технологий. Многие записи были сделаны непосредственно с концерта. По прошествии времени записи еще больше пострадали, так как не было форматов, способных противостоять разрушительному воздействию времени. На таких фонограммах тонкостей не слышно, и их можно выявить лишь при очень детальном (скурпулезном) изучении фонограммы и на хорошем аппарате. Речь здесь шла о хороших вещах. Но в джазе есть много и среднего уровня композиций и ниже среднего. То есть, уже на стадиях обычного слушания нужно делать критический отбор для себя, что полезно было бы изучить, а о чем забыть после одного прослушивания. Процесс слушания очень важен, так как он ориентирует музыканта в джазовом пространстве и дает самое натуральное представление о предмете. Еще один неприятный момент. К началу нашего столетия джаз уже настолько оброс ересями, что начал терять (стирать) свое лицо. Во-первых, его строптивое дитя «рок» постоянно вносит свою лепту грубой напористостью и отсутствием тонкостей. Во-вторых, всевозможные национальные и народные элементы тоже активно пытаются вобрать в себя всего побольше. К тому же целые коллективы и даже очень известные не гнушаются смешением стилей и жанров. Плохо, если причина тому – отсутствие глубины в музыке. В результате – пестрая картинка – попурри (обертка красивая, вкус слащавый). Джаз от этого страдает более других. Изначально это была «другая» музыка, и уважаема и любима она была всегда только за это. В наше время большая масса из всего джаза говорит попсовым языком. Композиции похожи одна на другую, как будто куски местами переставляются, шаблонность, однообразие, упрощенная квадратность мышления. Телевидение, по крайней мере, отображает полный штамп, отсюда логичный вывод: в джазе дела плохи. Как в разговорном языке нельзя строить свою речь на использовании двух-трех слов или выражений, так и в музыке дилетанство - руководствоваться двумя-тремя прихватами. Речь, собственно, была об этом. Главный вывод: музыкант должен слушать джаз критически, если имеет желание учиться на прослушиваемом.
2. Знакомиться с творчеством других музыкантов. Желательно достать ноты. Здесь тоже немало трудностей.
3. Знать теоретическую часть, причем желательно иметь ассоциативную привязку пунктов теории к реальным звуковым примерам из классики джаза. Какие тут могут быть рекомендации. Теоретических курсов достаточно, и в них в разной степени освещаются те или иные моменты джазового исполнительства. Если во встречающихся вам джазовых нотах всегда все понятно относительно выбранного вами курса – значит, он подходит для этого момента. Если курс не освещает непонятные места (обязательно нужна оговорка – звучащие места), ищите соответствующий курс теории, способный это истолковать. Не нужно оценивать с точки зрения теории бредово звучащие композиции, как бы их не пиарили. Бред не поддается теории и звучит соответственно. В нем нет законов и строгости соподчинения голосов, звуков, партий, нет поставленной задачи, которая бы все это объединяла, и уши это все прекрасно слышат.
4. Играть джаз самому. Этот процесс крайне важен. Каждый музыкант с радостью воспринимает овладение каким-нибудь новым средством джазовой выразительности, которое он как умелый мастер использует в нужный момент в качестве инструмента. Знание теории здесь будет крайне важно. Несмотря на любые теории, уже написанные, или будущие, всегда нужно четко осознавать – теория лишь производная от реального события живого исполнения (фонограммы) реальных композиций. Предмет всегда более многогранен в сравнении с любыми описаниями, касающимися его свойств. Отсюда было бы неплохо, знакомясь с джазовыми нотами и учебными материалами, иметь возможность слышать, о чем идет речь.
5. Педагог. Если вы самостоятельно сможете выделить руду из породы, то педагог здесь вам ни к чему. Как правило, самому, имея нулевые представления о джазе, разобраться очень сложно. Педагог существенно поможет. Лучше всего изначально осознавать, что лучшие педагоги – сами мастера джаза, те, кто его и создавал. Они и научат лучше любого педагога. Если сможете снять и играть то, что они играли – пользы будет много. И еще, учишься все равно сам. Сам не будешь, никто не научит.
6. Разводки, трата денег или экономия средств. В сети предложений по джазу для музыканта достаточно, только плати. Чтобы не переплатить, лучше посоветоваться со знатоками. Не покупать ничего без возможности предварительного ознакомления – обязательно впарят не то. Если не дают возможности ознакомиться с продуктами, кроме текстовых описаний, значит не времени у них нет возиться с вами, а продукт, скорее всего, не выдерживает пробы. Если предлагают много по дешевке, значит, по отдельности это ничего не стоит. Если находите стоящие ноты, или методики, или иные музыкальные материалы – экономия может обернуться негативной стороной: либо всю жизнь будете играть ширпотреб, либо всю жизнь учиться безрезультатно. В любом случае, время упустите, останетесь невежей, не устроитесь на работу – лучшую из желаемых. А скупость – не есть экономия. Последний пункт, понятное дело, рекламный. Но даже водку не продают без рекламы. Если не убедил – купите на сэкономленные деньги бутылку или две. Всего хорошего.

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза