Коли речь зашла о параллелизме, нужно определить минимальное количество параллельно движущихся голосов, чтобы характеризовать это как явление. Движение терций или секст в одном направлении называть параллелизмом язык как-то не поворачивается, да и на слух нет ощущения движущегося массива. Другое дело три ноты и более.
Попытаемся как-то упорядочить это явление, чтобы было легче его осмыслить.
Данный материал уже составлен в отдельный урок и выложен в более подробном виде в новом разделе "Уроки джаза" с присутствующими комментариями и нотными примерами.
перейти к подробному уроку
Бывает, что абсолютно все голоса движутся параллельно, а бывает, только несколько верхних или несколько нижних.
Отсюда:
1. Полный
2. Частичный
При параллелизме может полностью сохраняться, выраженный в полутонах, количественный состав интервалов, а может и изменяться.
Отсюда:
1. Абсолютный
2. Относительный (неабсолютный)
Параллелизм может быть таким, что не требуется вписывать дополнительных знаков альтерации, а бывает, что таковые требуются.
Отсюда:
1. Диатонический
2. Хроматический
Джазовая музыка по сущности своей конструктивна. А параллелизм – это яркий пример конструирования. Поэтому все виды параллелизмов сплошь и рядом используются джазовыми музыкантами. Главное здесь, не потерять музыкальности звучания в погоне за моторикой.