Уроки теории (курс лекций)
  • Register

Тоническая функция блюза

тоника блюзаОдной интересной особенностью блюза, а именно блюз оказал огромное влияние на создание многих джазовых стилей, является то, что тоническая функция может быть представлена аккордом, по структуре своей являющимся доминантсептаккордом. Парадоксально, но аккорд этот может быть представлен интервалом из всего двух звуков: терции + септимы аккорда, либо наоборот (т.е III-VII ступени аккорда). Причем, не в проходящих оборотах и не на короткий промежуток времени, а полноправно, надолго и даже в момент завершения каденции. Именно эта особенность характеризует блюзовое звучание и позволяет минимумом средств создать простую и на редкость выразительную джазовую фактуру.

 

Двумя тритонами в малосекундовом соотношении (партия левой руки) создается простейшая и в то же время богатейшая для развития и усложнения тонико-доминантовая связь, закладывающая уже на первых порах хроматизм в простейшую гармонию, а именно хроматизм придает моторику звучанию. Таким образом, три тритона, на наименьшем расстоянии друг от друга, поочередно взятые в левой руке, составляют костяк и основу конструкции гармонии простейшего блюза и закладывают основы развития импровизации своей гармонической самодостаточностью, а также позволяют привносить большое количество альтераций в остальную музыкальную ткань. Конечно же, блюз по форме своей классический двенадцатитакт и применение блюзовой пентатоники тоже немаловажно, но тритон внизу как основа функции позволяет выстраивать вертикаль даже с использованием большого количества неаккордовых функций, что усиливает диссонантность спектра, но в то же время остается настолько характерной гармонической функцией, что позволяет контрабасу играть партию блуждающего баса. Причем, эта простая схема на слух воспринимается весьма убедительно. Вы можете поспорить: дескать, не всегда и даже далеко не всегда джазовое фортепиано применяет в блюзовой партии левой руки тритон. Конечно, не всегда, я описал лишь простейшую схему, но, если выбросить кроме тритона остальные звуки – базовое звучание останется тем же. Конечно, схема усложняется в зависимости от навыков каждого исполнителя, это есть музыка, а не гул трактора. Отражение тонких материй, приходится украшать и пропускать через сердце - иначе штамповка получится. Но это касается как раз не только джаза, а и всего искусства вцелом.

Смотреть также: блюзовый лад и блюзовый лад и пентатоника

КОММЕНТАРИИ

+1Александра Николаевна Ханова21.06.2019 17:53#1
Поправьте, пожалуйста: "Парадоксально, но аккорд этот может быть представлен интервалом из всего двух звуков (III-VII ступени). "

правильно: IV - VII ступени.
Цитировать
0Admin21.06.2019 19:56#2
Очевидно, был неправильно понят. Написал подробнее.
Цитировать
0Александра24.06.2019 21:24#3
Аа!! "терции + септимы аккорда" - вот так понятно!!
Может, тогда вообще убрать про ступени? Ступени и римские цифры - это все-таки про ступени звукоряда лада. А в аккордах - тоны аккорда (основной тон, терцовый, квинтовый и септима).
Цитировать

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза