Уроки теории (курс лекций)
  • Register

Замена

замена музыкальной функцииПо поводу замен. Кроме шестой ступени, тритоновой замены существует еще масса замен, которые теперь вы уже сможете и сами выделить, обратившись к таблице. Для начала дам определение этой самой замене. В момент ожидания, основанный на стереотипах восприятия, возникающем из многократного слушательского опыта, в момент времени, когда по логике мы уже готовы к принятию логически напрашивающейся функции – вдруг подсовывается нечто иное, но опирающееся на ожидаемый мелодический звук и очень часто имеющее более одного общего звука с подменяемой функцией. Это нечто другое именно не дает утвердительной точки, хотя интонация и мелодический звук могут быть как в завершающем кадансе. Идеально подходит для завершения первого предложения.
В зависимости от того, в какой мелодический звук мы приходим - и определяется выбор замены, если подходить с другой стороны – определенная замена требует прихода к определенным звукам трезвучия.
К ожидаемым функциям относятся, прежде всего, тоника (после доминанты) и доминанта либо после IIm7 или II7. Заменяющий аккорд может быть любым по внутренней структуре (X7, X+7, Xm7, Xm7-5, X7(11) и т.д.).

Одним из самых поверхностных способов использования данных знаний можно выделить вариант тонической замены. В тонике опорными являются три (два, один) звук трезвучия. Насчет септимы и ноны, входящих в состав тонического септаккорда, а также дорийской сексты – пока воздержусь комментировать (крайне неустойчивый стереотип – когда ожидается секста или нона или секунда в мелодии на тонике), к тому же эти тона не дают классического ощущения завершенности (хотя для джаза подходят). Пример.

Сноска. О заменах говорят почти все, а четкое представление мы имеем о тритоновой замене доминанты (если имеются вопросы именно об этой замене – опишу подробнее).
Тоническая замена это понятие тоже относительное. Некоторые замены явно содержат в себе тяготения к выходу за рамки лада (тональности), хотя могут и содержать все три трезвучных звука в мелодии. Пример. Эти три звука могут использоваться либо трезвучием, либо интервалом (2 звука), либо по одному.
Желательно, чтобы в новой функции могли наличествовать 2 звука. Чем больше звуков (из трех) – тем ощутимее будет замена. Поэтому и ставятся в пример шестые ступени, реже третьи – для мажоров и миноров и шестой септ от дорийской сексты для миноров. Примеры.
Применяя все возможные варианты, которые дают таблицы и блюзовые ступени (которые пока туда не включены) – вы сами почувствуете, что проявляется уход за рамки лада. Он стирает само понятие «замена» подчистую. Т.е. четкой грани между заменами и не заменами опять-таки нет, понятие придумали для частных случаев. Начинающему исследовать все случаи – это становится очевидным.

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза