Те, кто знакомы с этим инструментом, знают, что к нему имеется несерьезное отношение. Маленькая легкая клавиатура из пластика с узкими клавишами, на которой играют только правой рукой; отверстие с мундштуком, похожим на свистульку; или даже гофрированная трубка, напоминающая кишку, - не самое эстетичное зрелище; и все это в разных цветах: красных, голубых, розовых. Вид мелодики сразу настраивает на то, что инструмент детский.
Это в общем правда, - но далеко не вся. Автору этих строк потребовалось 2 месяца настоящего углубленного изучения мелодики, чтобы обнаружить Hohner. Это не реклама фирмы - любая фирма хороша; это реклама мелодики как инструмента.
Исследование возможностей мелодики, явных и скрытых, создало на данный момент следующую картину (почти каждая неделя приносит что-то новое):
1) Клавиатура мелодики упругая, но легкая; очень удобная для игры, не требующей активного поднятия пальцев; и учит экономии игровых движений.
2) Львиная доля исполнения падает на дыхание, губы, язык и диафрагму (иногда даже голосовые связки); т.е. на то, чем начинающий на мелодике владеет лучше всего.
3) Правая рука участвует в артикуляции только 2-мя путями слитно и раздельно; все остальное придается от дыхания.
4) Любой, исполняющий мелодию на мелодике, в отличие от рояля, аккордеона и клавишных - вынужден дышать, и вынужден делать это в координации с фразировкой мелодии, особенно, если это песня. При переходе к другому инструменту, не требующему дыхания, натренированное отношение к фразировке сохраняется.
5) На мелодике можно артикулировать, хотя и в ограниченной степени, слова; это наделяет исполняемые звуки речевой артикуляцией, и превращает каждый звук и его исполнение в нечто осмысленное.
6) Динамика полностью зависит от дыхания; поэтому требуется строго разграничить между процессом дыхания и нажатием на клавиши; одно не должно влиять на другое.
7) Мелодика прекрасный инструмент, чтобы начать импровизировать: достаточно легко нажать на какую- нибудь клавишу и произнести фразу в мундштук - и импровизация налицо!
8) Мелодика единственный клавишный инструмент, при игре на котором приспосабливают не только правую руку к инструменту, но и инструмент к правой руке.
Производитель мелодики утверждает, что мелодика есть аккордеон для рта; автор видит в мелодике духовой инструмент с клавиатурой. Альтернативный взгляд на инструмент позволили найти тембры губной гармоники, саксофона и трубы; и поиски новых звучаний еще продолжаются.
Поскольку серьезных учебников для мелодики не существует, то автор начал писать такую книжку, которая будет ориентирована на лёгкую музыку, блюз и джаз.
В свете вышесказанного не остается никаких сомнений в исключительной ценности инструмента мелодики для детского музыкального воспитания .
Если взглянуть на начальную стадию обучения ребенка игре на ф-но, то бросается в глаза принципиальная разница между исполнением музыки на рояле и мелодике.
1. На ф-но: ребенок обязан играть только сидя, что неизбежно вызывает зажимы в спине , плечах и руках...
-----На мелодике: нет ограничений, при желании можно играть даже лежа. Есть ощущение максимальной свободы, насколько позволяет вес инструмента.
2. На ф-но: источник звука - струна с затухающим звуком.
-----На мелодике: можно извлекать усиливающиеся и ослабевающие звуки наподобие собственного голоса.
3. На ф-но: легко научиться играть мелодию механично и бездушно, особенно когда гоняются за техникой.
-----На мелодике: невозможно играть без дыхания.
4. На ф-но: чтобы научиться владеть звуком, требуются годы обучения.
-----На мелодике: звуки в оптимальных регистрах (не самом высоком или самом низком) с легкостью выражают нюансы в изменении характера дыхания .
5. На ф-но: научиться «разговаривать» считается высшей степенью владения звуком .
-----На мелодике: можно начать сразу разговаривать и петь через инструмент , не умея еще пользоваться по- настоящему клавиатурой.
6. На ф-но: для того, чтобы начать импровизировать, требуется уже наработанная пальцевая техника, координация, какие то познания в гармонии, теории и построении мелодии.
7. На мелодике: с самого начала можно импровизировать на одной ноте, произнося в инструмент те или иные тексты. Тем самым задействуются естественным путем такие важнейшие музыкальные параметры как форма, ритм, артикуляция, динамика.
Вместе с тем отсутствует фундаментальная составная мелодии - интонация, а также мелодическое движение, зависящее от пальцев правой руки. Однако мелодика позволяет изучать интонацию неспецифическими аккордовыми «кляксами»-кластерами. Что же касается пальцевой техники, то она диктуется дыханием, а не наоборот.
С уважением
Нахум Переферкович.
30.11/2010