Словарь терминов
  • Register

Контрапункт

Контрапункт – это не профессиональное слово для посвященных в особые тайны композиторов, это не конек музыковедов с теоретиками и не атрибут элитарной музыки. Контрапункт это то, что делает музыку объемной и красивой. Даже в примитивных «самоиграйках», дающих аккомпанемент ресторанным певцам, шаблонно заложены упрощенные основы контрапункта. Любой музыкант, исполняющий аккомпанемент для солиста, невольно становится создателем этого самого контрапункта, и что самое интересное, всякий раз справляется с этой задачей по-разному (более или менее успешно).

Спор о том, чем же является контрапункт в определении, напрямую зависит от того, что же лежит в основе благозвучия и музыки вообще: горизонталь или вертикаль. Другими словами, насколько мелодия (несколько мелодических пластов) могут быть самостоятельной, чтобы выходить за рамки аккордового гармонического столба, и будет ли уход от аккорда в сторону случайно создаваемых созвучий говорить о том, что слушатель начнет воспринимать чистую мелодию (чистый контрапункт), а не хитро завуалированную – но вертикаль. В настоящее время этот вопрос еще не снят с обсуждения.

В классическом понимании контрапункт – это искусство приведения разноплановых мелодических линий к известной гармонической вертикали. По сути, в таком контрапункте нет речи о полной свободе мелодического голоса, только строжайшее соподчинение, чему? – гармоническому столбу. Свобода выбора из бесконечного количества вариантов мало интересует слушателя. Музыкальным оказывается подчинение мелодических линий, включая бас, гармонической вертикали, в движении которой еще и учитываются правила акустически оправданного разрешения голосов, причастных к вертикали диссонирующего аккорда (например, вводных тонов, септимы септаккорда и т.д.). К такому мнению склоняется большинство профессионалов от музыки.

Термин контрапункт происходит от латинского punctus contra punctum — буквально, точка против точки (в нашем случае, угадываем: нота против ноты). Произведения, в которых прослушивается наличие нескольких самостоятельных голосов, называются полифоническими. Самые жесткие требования предъявлялись и предъявляются к полифонии строгого стиля. Возможными условиями к мелодической и контрапунктической линии (которую, собственно, также называли контрапунктом) были возможность звучать в противосложении, в каноне, в стретте, в ракоходе. Вершиной полифонического мастерства является фуга. Из выдающихся мастеров контрапункта наиболее известны Бах и Гендель. Их выдающимся мастером-предшественником считается Палестрина (16 в.). Из известных нам современных контрапунктических произведений хотелось бы отметить прелюдии и фуги Д.Шостаковича.

Науку о сочетании нескольких полифонических голосов также называют контрапунктом.
Тема, противосложенная мелодии, также может быть названа контрапунктической или контрапунктом.

Законы, по которым строится музыкальное произведение также могут называть контрапунктом, или гармонией.

Помимо полифонии строгого стиля существует масса другой многоголосной музыки, где проявляются вспомогательные мелодические линии, подголоски, или намеки на них. Любой сочинитель при создании мелодии обеспокоен подбором к ней интересного контрапункта, которому всегда есть место в музыке.

Игра: кларнет в школе

кларнет в музыкальной школе, антология, игровые материалы

KaraokeJazz приложения

Мобильные приложения для музыкантов