Уроки теории (курс лекций)
  • Register

Органный пункт

органный пункт джазаВ общем случае применение органного пункта почти такое же, как и в классике. Только фактура, соответственно, джазовая. Наиболее частый случай – доминантовый бас (намного реже тонический) в заключительном кадансе после проведения темы перед началом нового квадрата. Органный пункт может в этом случае исполнять контрабас.

Данный материал уже составлен в отдельный урок и выложен в более подробном виде в новом разделе "Уроки джаза" с присутствующими комментариями и нотными примерами.

перейти к подробному уроку

Причем сама цифровка может быть богаче 1-6-2-5-1, проходя традиционный для джаза кадансовый отыгрыш, либо более сложную в гармоническом плане вставку. Как правило, когда речь заходит об органном пункте, подсознательно подразумевают педаль в басу. Эти ассоциации обязаны частоте его использования именно в таком случае.

Но органный пункт может использоваться и в мелодии. Наиболее впечатляющие примеры можно отыскать в импровизациях Оскара Питерсона.

Функцию органного пункта в мелодии может исполнять рифф (периодически повторяющаяся мелодическая попевка из 3, 4, 5 и более звуков). Прием также встречается у Оскара Питерсона. Так как рифф звучит самодостаточно, а движение 1-6-2-5-1 логически ожидаемо, по вертикали образуется много диссонирующих созвучий, что вносит особую джазовость в звучание, красиво завершает предыдущий материал и открывает следующий.

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза