Уроки теории (курс лекций)
  • Register

Ритм и метр

ритм джазаВы, наверно, замечали, что джазовые композиции звучат несколько по-особенному. И дело здесь не только в блюзовых тонах и джазовой гармонии. Джазовой музыке присуща импульсивность или иными словами свинг. Изначально доли вместо того, чтобы исполняться ровно, исполнялись пунктиром. И это не острый двух, а именно мягкий трехдольный пунктир. Размер, записанный как 4/4, по сути это был уже быстрый трехдольный размер, а по факту исполнения являлся размером 12/8.

Отсюда и устаревшее утверждение, что все восьмые в джазе играются пунктирно, якобы свингуются. В дальнейшем на трехдольный свинг стали местами накладывать четные группы восьмых либо шестнадцатых, или синкопированные структуры на основе этих групп. К пианисту это относилось таким образом, что левая рука или слабые доли из аккордов в левой руке исполнялись в трехдольном метре (как правило вместе с ритм секцией), правая же могла исполнять фигуры образованные двух дольным метром, причем они также могли засвинговываться. Так что современный свинг гораздо разнообразнее, чем пунктир в группе восьмых.


Отсюда и выражение, что у черных музыкантов хорошее чувство ритма – просто они хорошо ощущают себя в двух дольном и трех дольном метре одновременно. Это порождает особый метрический конфликт и придает характерную экспрессию всему звучанию. Кстати, прием этот может передаваться и по горизонтали, когда в соло (не обязательно именно фортепианном) могут чередоваться фигуры, образованные попеременно как из двух так и трех дольного метра.

Если честно выписывать все ритмические тонкости, то в 4/4 не избежать массы триольных обозначений. Иногда с целью меньшего засорения нотного текста более рационален размер 12/8, т.к. по структуре своей он уже совмещает двух и трех дольность одновременно. Но и он может быть не всегда удобен. Для хорошей адаптации в исполнении современного джаза лучше сразу приучать себя к такому ощущению времени.

Там, где для простых ритмических фигур это, вроде, и неважно, - сильно поможет в более сложных случаях применения сочетаний различных групп длительностей и синкопирования. Идеальный случай, когда вы легко можете дробить двух дольную и трехдольную длительности на более мелкие в любых сочетаниях в любом месте такта. Это уже не простой свинг 30-х годов прошлого столетия. И, говоря о ритме, в этом случае мы вплотную подошли к вопросу джазовой интонации.

Еще о двух- и трех- дольных метрах смотрите здесь

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза