2. Курс Нахума Переферковича
  • Register

Урок 10

Пассаж

Passage - в переводе с французского - проход, переход. В интернете написано, что музыкальный пассаж – быстрый переход из одного регистра инструмента в другой, либо переход от одной музыкальной темы к другой. Это решительно имеющее место, но, мягко говоря, неточное определение.
Когда говорится о переходе, всегда спрашивается – откуда и куда. Культ виртуозных скрипачей и пианистов достиг своего апогея в 19-м веке; но наряду с Паганини и Листом породил и пустых виртуозов, исполнявших ими же сочиненные произведения, где демонстрировалось владение инструментом на уровне цирковой акробатики. Эти виртуозы, как правило, умели также и импровизировать – головокружительные пассажи, ведущие в... головокружительные пассажи, переходящие в... дополнительный пассаж. Конечно, от такой музыки в голове оставалось только головокружение...
Значение пассажа в первую очередь – быстрое движение. Музыкальный процесс вообще, и импровизация в частности, отображают все основные виды движения в пространстве: ходьбу, ползанье, бег, полет, скачки, вращение. Как и в жизни, в импровизации должны сочетаться разные виды движения; и стоит поупражняться, прослушивая самые различные произведения - и классические, и прочие; и попробовать опознать в их музыке разные типы движений. Вас ожидает сюрприз – в хороших произведениях разные типы движений пропорционально сбалансированы, и служат музыкальной драматургии.То же и у выдающихся импровизаторов; послушайте, к примеру, фантастически построенное соло саксофониста Поля Десмонда в Blue Rondo A La Turk или соло Б.Б.Кинга из How Blue Can You Get.
В джазе пассажи получили названия runs – гаммообразные пробежки, и double time – т.е.звуки, вдвойне более быстрые обычных – речь идет о шестнадцатых по сравнению с восьмушками. Вот 2 примера из импровизации самого виртуозного джазового пианиста всех времен - А.Тэйтума (оба примера приложены).
Так же, как невозможно говорить одними связками слов, т.к. требуются слова, несущие смысл, так и невозможно играть одни пассажи, во всяком случае, продолжительное время – необходимы четко оформленные музыкальные идеи.
Пассаж можно создать и путем варьирования, украшения риффа,что как бы растворяет его - наподобие классических вариаций на тему. Это именно то, что произошло в бибопе в 40-х годах, когда его создавшие музыканты отказались от ясности танцевальных риффов периода свинга, что повлекло за собой немедленную потерю многих тысяч восторженных слушателей джаза, которые приходили в дансинги танцевать под звуки популярных биг бэндов.
Не всякая быстрая музыка является пассажем; произведения типа быстрых прелюдий Баха, Perpetuum mobile Паганини, Полет шмеля Р.Корсакова сами по себе не являются пассажами, хотя импровизатор может извлечь из них фрагменты и использовать в качестве пассажей в своей мелодической линии.

Для начинающего импровизатора первые пассажи не будут нечто виртуозным и недостижимым, но попросту более динамичным движением по сравнению с риффами. Если отдельный рифф можно приравнять к слову - а в музыке это называется мотив, то пассаж можно приравнять к связке слов; и как таковой может фигурировать перед риффом, после него, и между двумя риффами.

Значит: есть 3 типа пассажей: вводный, исходящий и соединительный.

Вводный пассаж: исполняется перед риффом; и последний его звук должен состыковаться с началом риффа. Естественно, что такие пассажи могут располагаться там, где есть паузы - а риффы всегда так или иначе содержат паузу (пример). Звуки пассажей строятся – как и риффы - из тех же пентатонического и блюзового ладов. Обратите внимание на соотношение по времени между пассажиками и риффами: пассажи украшают,но не довлеют.
Чтобы выстроить вводный пассаж прямо на инструменте, необходимо начать именно с его ритма; в данном случае : and- and- and- and- and- and-| RIFF восьмушками, или аналогично шестнадцатыми. Получается,что пассаж выходит затактом к звуку на сильной доле риффа - КОТОРЫЙ ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТЕН! Этот звук является ЦЕЛЬЮ вводного пассажа; и начиная вводный пассаж, надо держать звук в голове. Чем сильнее этот финально-начальный звук звучит в голове, тем более уверенно прокладывается мелодический маршрут подхода к нему (approach).
Второй необходимый элемент для построения пассажа - интонация, прямолинейная, волнообразная, круговая и т.д.

Исходящий пассаж: строится обратным путем: первый звук пассажа - последний звук риффа. Он как раз самый важный, а окончание пассажа может раствориться в паузе. Однако, его ритм и интонация имеют такое же важное значение.

Cоединяющий пассаж- начинается с последнего звука предыдущего риффа и заканчивается первым звуком следующего риффа. Тут происходит как бы срастание исходящего пассажа с вводным(пример приложен).

В конце концов все разновидности пассажей в мелодии используются так или иначе- каждому надо найти подходящее место, чтобы послужил процессу общего развития в импровизационной линии.
Не забывайте: риффы могут существовать и без пассажей; наоборот – не часто, и ограниченное время. Если рифф есть самая короткая законченная музыкальная идея (так же определяется и муз. мотив), которую можно повторять и танцевать; повторяющиеся пассажи после некоего числа повторений начинают утомлять...
Привожу свой спонтанный пример использования в импровизации небольших пассажей – на тему Чарли Мингуса Boogie Stop Shuffle.

Вложения:

vvodn_passazh.jpg
ishodyashiy_passazh-voice.jpg
passages-runs.jpg
passage-double_time.jpg
vvodn_passazh.mp3
soedinit_passazh.mp3
ishod_passazh.mp3
boogie_stop_shuffle.mp3


Инвентаризация.

Стоит теперь слегка приостановиться,оглянутся назад – и составить опись уже приобретенного инвентаря. Так что этот урок будет, так сказать, закрыт на переучет; но не для Вас, а для притока нового материала.
Итак, инвентарь(Tools), который у нас с Вами уже накоплен:

Базовый ритм специфического ньюорлеанского шага;

Повторное декламирование предложения на английском языке во время ходьбы;

Подмена текста скэтом; его слогарь;

Превращение полученного в риффе и перенос декламации на инструмент - сначала на той же ноте;

Пентатонический лад, и два его трихорда;

12-ти тактовая форма блюза; понятие о хорусе;

Понятие о значении синкоп;

Интонации вопроса и ответа,использование их чередований для построения риффов в рамках блюзового хоруса;

Понятие о пермутацях и их использовании в риффе;

Ритмические варьирования риффа – путем уменьшения и добавления звуков;

Понятие о транспозиции - перемещении мелодического хода из нижнего трихорда в верхний, и наоборот;

Блюзовый лад;

Понятие о пассаже и 3 его вида – вводный, соединяющий и исходящий.


Совсем немало, но это еще не все!