Мажор - это музыкальный термин, который используется для обозначения:
1) лада (чаще)
2) аккорда, в данном случае термин используется в виде прилагательного
В первом случае речь идет о ладах во главе с тоникой на мажорном трезвучии. Если оговорок нет, по негласному общепринятому умолчанию подразумевается ионийский лад. Т.е. если сказано: «Фа-мажор», - то подразумевается ионийский лад от звука «Фа» (с его одним бемолем при ключе). Это, по сути, дань, отдаваемая европейской традиции в музыкальной культуре. По факту мажорных ладов, разумеется, намного больше одного. Это:
1) Ионийский (нечто вроде эталонного лада)
Пример 1.
2) Лидийский - с IV повышенной ступенью (от эталонного)
Пример 2.
3) Миксолидийский – с VII пониженной ступенью (от эталонного)
Пример 3.
4) Гармонический – с VI пониженной ступенью (от эталонного)
Пример 4.
5) Дважды гармонический (правильнее сказать: мажор с двумя увеличенными секундами) – со II и VI пониженными ступенями (от эталонного). Также часто называется цыгансикм мажором
Пример 5.
6) Гуральский лад – с VI пониженной при VII пониженной ступенями (от эталонного). Выкристаллизовался в фольклоре Карпат, в частности Подгальского региона Польши (прежде всего, гуральского фольклора).
Пример 6.
7) Балканский мажор (весьма частный случай, термина такого нет, а произведения встречаются); его звукоряд с опорой на До-мажорное трезвучие таков: C,D#,E,F#,G,A,Bb; отличается от эталонного повышенными II, IV при пониженной VII ступени
Пример 7.
Все эти лады централизуются вокруг мажорного трезвучия (разумеется, I ступени). Имеется еще один вид мажорного лада:
8) Блюзовый мажор – это минорный лад (с опоророй на блюзовую пентатонику) на мажорном тоническом аккорде; созвучие противоречивое (в блюзе на мажорной гармонии задействуются звукоряды из одноименных миноров). Теоретически вся конструкция считается мажорной, т.к. внизу лежит мажорный аккорд (нижний аккорд психически, акустически и теоретически считается определяющим основную функцию и краску всей вертикали). Главное отличие от эталонного ионийского лада: низкие (пониженные) III и VII ступени.
Пример 8.
Мажорное трезвучие или любое из его обращений принято считать мажорным аккордом.
Пример 9.
Также любой более сложный аккорд, в основании которого лежит мажорное трезвучие также называется мажорным* [1].
Например: 1) большой мажорный септаккорд, малый мажорный септаккорд, большой мажорный септаккорд с ноной, малый мажорный септаккорд с секстой и т.д.
*[1] В джазе дела обстоят несколько сложнее, и в основании сложного мажорного аккорда вместо трезвучия могут находиться: терцовый тон, септима, тритон, минорный аккорд, квартовый аккорд. При этом прилагательное «мажорный» все равно используется в терминологии его обозначения.
Пример 10.
Примеры в стадии набора...
Мажор – лад, терция от тоники которого имеет интервальный состав в 2 тона (большая терция). Мажоры бывают различных видов, из базового начального курса стоит выделить натуральный, гармонический (VI пониженная ступень) и дважды гармонический (II и VI пониженные ступени). В отличие от минора (подразумевается мелодический минор) все мажоры исполняются одинаково и вверх, и вниз.
Натуральный мажор
Мажорные натуральные лады
Также более других употребляются мажоры, соответствующие ладам: лидийский и миксолидийский.
Гармонический мажор
не относится к разряду натуральных звукорядов, имеет интервал увеличенную секунду (ув.2) на VI пониженной (гармонической) ступени.
Дважды гармонический мажор
содержит две увеличенные секунды, и также не относится к разряду диатонических звукорядов. От натурального мажора его отличают пониженные II и VI ступени.
Гармонический и дважды гармонический мажор применяется в музыке для создания особого национального (восточного) колорита, а также в определенном контексте как лад, содержащий болгарские, венгерские, молдавские, азербайджанские, дагестанские интонации.