Ну вот, наконец, добрались до аккордов - тема, на которой многие обломали зубы; а гармония - это такой теоретический предмет, на экзамене по которому удобно проваливать ученика, даже если он старательно изучал материал! Но тут не столько изучают материал ,сколько знакомятся с ним, а затем – просто играются им, как дети в кубики. Хотите действительно изучить гармонию и аккорды для импровизации? Пожалуйста ,будем делать это по слуху, а не по правилам; точнее: слух и есть правила!
Начнем с одного звука, желательно низкого (пример: overtones). Если внимательно вслушаться в него, то можно услышать внутри дополнительные звуки, т. н. обертоны. Если основной звук создается колебаниями всего звучащего тела - будь это струна ф-но, столб воздуха в трубе или хрустальный стакан; то эти призвуки – призраки являются результатом колебаний частей того же тела, находящихся в численных соотношениях ко всему телу: ? ,1/3, ?, 1/5 и т.д. до бесконечности, как установил Пифагор, делая опыты со струной арфы.
И вся эта акустическая вавилонская башня существует в одном единственном звуке!
Однако, нас интересуют первые 15 обертонов.
Наиболее консонантные, приятные для слуха комбинации обертонов находятся в нижнем и среднем регистре обертонов.
Теперь Вам понятно, что традиционная иерархия, когда скачущие басы находятся внизу, ползущая мелодия сверху, а аккорды между ними, обусловлена акустическим составом каждого отдельного звука.
Поэтому есть смысл изучать и запомнить на всю музыкальную музыкальную жизнь этот ряд 15 обертонов точно так же, как и таблицу умножения.
Аккомпанемент (компинг) в блюзе и джазе – у пианистов в левой руке - идет не от обычных аккордов, а от ритма и первых 2-х обертонов - то что называется у гитаристов Power Chords (пример: Power Chords).
Если взять форму блюза и распределить Power Chords по ранее указанной сетке 1-4-1-5-4-1, то получается следующий компинг (пример comping).
Вложения: overtones.mp3
power_chords.mp3
power_chords_in_blues_form.mp3
(продолжение следует)
Компинг и в блюзе, и в джазе ходит; точнее, в блюзе переступает с левой ноги на правую (именно так). Две известные «ходячие» пьесы из классического репертуара: похоронный марш из сонаты Шопена и «Быдло» Мусоргского, имеют очень похожий аккомпанемент, только размер шага у них больший (для знающих теорию-терция). Блюзовый шаг-помните?- меньший (секунда), со специфическим акцентом на правую ногу, и ее волочением (пример: walking power Chords in blues form).
Эта комбинация 2-х звуков До и Соль в басу - для владеющих теорией прима и квинта - просто таинственная. Она несомненно полна акустической мощи, способной превозмочь любое количество и любую комбинацию звуков на ф-но, находящихся выше этой квинты и позволяющей всегда быть слышимой (пример: Сила квинты). Причина ясна: чем ниже звуки, тем богаче они обертонам и тем шире их звучание. Это как бы широкий и глубокий фундамент, на котором можно построить любую аккордовую башню – он выдержит все. А наши уши?
Это свойство названо мной принцип квинты.
Вложения: walking_power_chords_in_blues_form.jpg
power_of_quinta.jpg
walking_power_chords_in_blues_form.mp3
power_of_quinta.mp3