3. Дополнительный курс
  • Register

Виды попевок (рифов)

Фрагмент из Chronics Blues (Coltrane) – пример попевки из одного звука (одной ноты) 4+8п и тд. – одна из самых удачных структур для построения импровизации. Начиная дробить на триоли, применяя затакты и более широко объединяя фразы – очень легко строить импровизации. Данная структура попевки также легко позволяет войти в нужное состояние и импровизировать от внутреннего импульса (получая удовольствие).
Ритм играет важную роль в попевке и в организации импровизации.
Еще один вариант для 1-го звука, но на оффбит.
Чем дальше развивался джаз, тем сложнее его язык и линии импровизаций. Не стоит этого пугаться. Освоившись в построении линий из небольших попевок, усложняя их и объединяя в большие фразы – можно добиться весьма качественных и объемных соло.

Где брать исходные попевки

  1. Выделять путем анализа
  2. Придумывать свои

Так как изначальная структура их все равно трансформируется, мне больше подходит 1 вариант, тем более, что много их вы все рано не накопаете (первокирпичиков не может быть много – по философскому определению).

Примечание к уроку: все же не стоит думать, что в данном уроке предлагается единственно возможный алгоритм построения импровизации. В дальнейшем всегда происходит расширение методов, познаний и принципов, но отсюда возьмем основу. Импровизация – такая штука, что 99% джазменов вообще не догадываются, как они импровизируют.

Ритм
Что касается ритмических структур, то можно использовать подобно этой 4-8+4-8+8-8-8+4-8 или 8+8+8+4+8+4+8 или кучу других подобных этой (вариантов простых может быть очень много). Их можно легко взять из любых джазовых соло и просто простучать, а еще лучше пропеть, учитывая лишь приблизительное движение вверх или вниз (не обязательно быть вокалистом). После этого еще хорошо и полезно будет попеть (повыть) таким образом свои голосовые импровизации на темы джазовых стандартов, строго учитывая ритм и приблизительно относясь к нотам.
Мои наблюдения: есть всеми одинаковые ритмо-высотные ходы при обыгрывании септаккордов. Пример:  DHCEG, GHDDbH – C и т.п.

Звуковысотность
Пока на данном этапе предлагается экспериментировать только с ладовыми звуками, только потом со звуками блюзовыми. По поводу выбора самих звуков, а, вернее сказать, одних относительно других весьма кстати урок по мелодике от Н.П., основной принцип которого описан здесь. От себя скажу, мелодия вне гармонии звучит так. Движение вверх вызывает нагнетение, чем шире интервал, тем оснвательнее заявка и больше создаваемое напряжение, чем продолжительнее движение вверх, тем больше материал напряжен (вопрошает). При движении вниз – интонация утверждения и умиротворения.
Теперь пора пробовать. Вот вам несколько относительных графиков для упражнений 1, 2, 3.
Играть: по графикам от основных нот тоническ5ого септаккорда.

нт из ChronicsBlues (Coltrane) – пример попевки из одного звука (одной ноты) 4+8п и тд. – одна из самых удачных структур для построения импровизации. Начиная дробить на триоли, применяя затакты и более широко объединяя фразы – очень легко строить импровизации. Данная структура попевки также легко позволяет войти в нужное состояние и импровизировать от внутреннего импульса (получая удовольствие).

Ритм играет важную роль в попевке и в организации импровизации.

Еще один вариант для 1-го звука, но на оффбит.

Чем дальше развивался джаз, тем сложнее его язык и линии импровизаций. Не стоит этого пугаться. Освоившись в построении линий из небольших попевок, усложняя их и объединяя в большие фразы – можно добиться весьма качественных и объемных соло.

 

Где брать исходные попевки?

1, Выделять путем анализа

2, Придумывать свои

 

Так как изначальная структура их все равно трансформируется, мне больше подходит 1 вариант, тем более, что много их вы все рано не накопаете (первокирпичиков не может быть много – по философскому определению).

 

Примечание к уроку: все же не стоит думать, что в данном уроке предлагается единственно возможный алгоритм построения импровизации. В дальнейшем всегда происходит расширение методов, познаний и принципов, но отсюда возьмем основу. Импровизация – такая штука, что 99% джазменов вообще не догадываются, как они импровизируют.

 

Ритм

Что касается ритмических структур, то можно использовать подобно этой 4-8+4-8+8-8-8+4-8 или 8+8+8+4+8+4+8 или кучу других подобных этой (вариантов простых может быть очень много). Их можно легко взять из любых джазовых соло и просто простучать, а еще лучше пропеть, учитывая лишь приблизительное движение вверх или вниз (не обязательно быть вокалистом). После этого еще хорошо и полезно будет попеть (повыть) таким образом свои голосовые импровизации на темы джазовых стандартов, строго учитывая ритм и приблизительно относясь к нотам.

Мои наблюдения: есть всеми одинаковые ритмо-высотные ходы при обыгрывании септаккордов. Пример:DHCEG, GHDDbH – C и т.п.

 

Звуковысотность

Пока на данном этапе предлагается экспериментировать только с ладовыми звуками, только потом со звуками блюзовыми. По поводу выбора самих звуков, а, вернее сказать, одних относительно других весьма кстати урок по мелодике от Н.П., основной принцип которого описан здесь. От себя скажу, мелодия вне гармонии звучит так. Движение вверх вызывает нагнетение, чем шире интервал, тем оснвательнее заявка и больше создаваемое напряжение, чем продолжительнее движение вверх, тем больше материал напряжен (вопрошает). При движении вниз – интонация утверждения и умиротворения.

Теперь пора пробовать. Вот вам несколько относительных графиков для упражнений 1, 2, 3.

Играть: по графикам от основных нот тоническ5ого септаккорда.

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза