Курс Нахума Переферковича (Текстовая версия)
  • Register

Урок 1

Откуда идет джазовый ритм

Ритмодекламация во время ходьбы – начальная стадия; декламирующееся предложение – начало формы.

1. Понятие о ритме в джазе: свинг, онбит, оффбит, разница между Rhythm и Feel. Упражнения через ходьбу, сопровождаемую хлопками в ладоши.

2. Выбор текста – желательно на английском, продолжительностью в 4-6 битов – для скандирования во время ходьбы; фактическое создание словесного риффа. Упражнение в выборе текстов из американских песен –стандартов для этой цели (Vocal Realbook).

3. Понятия об интонации и артикуляции – на примере избранного текста. Интонация вопроса и ответа.

4. Скандирование выбранного текста под плейбек в ритме медиум- свинга в повторяющейся 2-х тактовой форме.

 

Урок 1.

Для самых первых шагов в импровизации мы должны вспомнить, что история джаза сначала протекала по двум руслам, параллельным, но не пересекающимися: оркестрового джаза; точнее - марширующих духовых оркестров, игравших по слуху; и фортепианного джаза, где все было записано и практически не было импровизаций. Так что первые шаги импровизации будут настоящие шаги по земле (или по полу) по возможности так, как это делали и делают уличные оркестры в Нью Орлеане.

Только это шаги особого типа – ньюорлеанского: хотя сильная нога левая (left-,left-,left-right,left-),однако, шаги неодинаковые: левый шаг больше правого, а в ходьбе на месте левая нога поднимается выше правой. Зачастую, правая нога не делает полный шаг вперед, но закрывает шаг левой; и тогда есть фактическая остановка. ОЧЕНЬ важный момент для чувства свинга, который родился в музыке вот в таких оркестрах: тайминг двух соседних долей ритма- четной и нечетной- оказывается неодинаков: первая доля (левая нога) толкает вперед, вторая (правая нога) оттягивает время назад. Метр ходьбы известен, он двухдолен-2/4; и его с легкостью можно настроить на метрономе со звонком, звучащим на каждую первую долю из двух соседних. Однако никакой метроном в мире нельзя настроить на эти изменения ощущений –тенденций: вперед-назад. И даже если можно настроить компьютерный метроном на 2 шага, то следующая пара шагов будет отбита им в точности как первая; в действительности же будут отличия - живой человек не есть механический или дигитальный метроном.

Вот это специфическое ритмическое ощущение и называется Feel.

Эта ходьба превращает наше тело в живой метроном, создающий живой ритм - первое и важнейшее условие для импровизации (но не единственное).

«Где же импровизация?» - вы спросите. Немного терпения - теперь пришло время найти предложение из нескольких слов - лучше всего по английски - чтобы скандировать его во время ходьбы; так делают например в американской армии. Нечто вроде маршировочной мантры.

Полный цикл такой мантры обязательно включает паузу; весь он накладывается на 8 шагов (поэтому лучше тренироваться не в маленькой комнате - в коридоре, во дворе и т.д.).

Откуда взять текст, да еще по английски?- Из американских джазовых стандартов- из рильбуков, эберсольдов, интернета –там есть тексты почти любых записанных песен свободно.

Если учесть, что на английском слова короткие, то для такой мантры достаточно 5-7 слов (важно, чтобы и пауза была). Например, первое предложение из стандарта “Without A Song” (слова W.Rose, E. Eliscu, музыка V.Youmans): Without a song the day would never end.

Декламируются по 2 слова за один шаг. Если произнести текст текуче, то окажется, что выходит сам по себе трехдольный размер, о котором говорил Роман в его уроке о ритме и метре. Ясно, что начало первого слова приведенного текста (With- ) начинается до первого шага, на который падает –out.

Ходьбу с декламацией текста – мантры сопровождайте хлопками в ладоши НА ПРАВУЮ НОГУ. ОЧЕНЬ ВАЖНО!

Находились, скандируя предложение? Теперь можете использовать плейбек №1 в качестве аккомпанемента для мантры. Первые 8 ударов – отсчет, первая доля отмечена тарелкой. Для контроля трижды наложен синтезатором ритм текста.

Не забывайте про хлопки в ладоши!

Если Вас интересует, для чего потребовалось первое упражнение, то моим ответом будет следующее: вы еще не начали импровизировать; но, во-первых, начали делать ритм по жанру; а во- вторых – через декламацию создали, незаметно для Вас самих то, что вам весьма и весьма понадобится в импровизации: фразу (предложение) с ее формой - 2 такта, включая паузу; ее ритм восьмушками; выговаривание ее, которое требует артикуляцию –способ произнесения слов и отдельных звуков. Но главное, что у Вас получилось – декламационная интонация (мелодия говора). Ее можно изобразить на бумаге кривой линией, поднимающейся и ниспадающей в соответствии с интонацией голоса. У меня вышло нечто вроде этого:
пример 01

Другими словами - Вы использовали ряд элементов, одинаково относящихся к разговорному языку и к музыке: форму, паузу, ритм, артикуляцию, интонацию; и если Вы декламировали с выражением, то наверно и динамика произнесенного не была однообразной. Живая и музыкальная речь не терпят монотонности.