Курс Нахума Переферковича (Текстовая версия)
  • Register

Урок 2

Декламация

1. Повторение последнего упражнения, перенос его ритма на свой инструмент; исполнение вместе с плейбеком на звуке Ре

2. Понятие о скэте, его использовании для выражения ритмической артикуляции; небольшой типичный вокабуляр.

3.Подмена текста словесного риффа на слоговыражения скэтом.

4. Упражнения по переносу артикуляции скэта на инструмент- на одном звуке.

 

Урок 2

Повторим упражнение по декламации Without a song the day would never end под плейбек №1 .

пример 01


Начало выходить гладко? Теперь возьмите свой инструмент, пусть то будет гитара, саксофон, клавиши, бас – любые инструменты, даже ударные. Да, да, не удивляйтесь - ударные могут быть вполне музыкальными мелодическими инструментами, как и прочие - если к ним относиться, как к таковым.

В общем, вместо того чтобы произносить мантру голосом, Вы просто исполните ее на инструменте, а именно на звуке До (по ф-ному звучанию – в соответствующей транспозиции для духовых).

Теперь это можно уже называть не мантрой, но настоящим именем – рифф!

Рифф есть повторяющийся ритмический или ритмо-мелодический оборот (в классической музыке подобное явление называется остинато), а использование риффов - риффинг; в русской разговорной версии - риффование (не путать с рифмованием, хотя это и недалеко по сути). Происхождение риффинга - в давние времена из Африки, и риффинг является основой блюза, джаза, рока, фанка и т.д. Повторяющийся рифф - как и мантра - вводят в состояние транса; а это очень хорошее условие для изучения импровизации в условиях нашей жизни, полной столь частых перемен.

Таким образом, Ваш вход в мир импровизации будет прежде всего через рифф - как и действительно происходило в истории африканской, да и вообще мировой музыки.

Когда начинает получаться упражнение на инструменте, рекомендуется сменить текст на другой; однако, и он должен продолжаться не более 5- 6 шагов (можно и покороче). Поэтому используйте плейбек №2 .

Попробуйте использовать следующие предложения:

I don’t know when I was born.

Gee, but it’s hard to love someone.

Do you think that you could love me too?

I cover the Waterfront,I’m watching the sea.



Не забывайте затем перенести получившийся результат на звук До Вашего инструмента.

Из-за того, что на английском языке слова короткие, в один шаг устраиваются 2 и даже 3 слова. В вышеприведенных английских предложений самое длинное слово Waterfront состоит из трех слогов, укладывающихся в один шаг. Эта триольность (то есть подразделение одного шага на три равные части) характерна для английского языка, особенно, в его американизированной версии. Запомните этот факт!- В этом ритме языка заложена одна из составных основного джазового ритмического ощущения – свинга.


Теперь можно смело задать вопрос: "Что, каждый раз я должен выкапывать откуда-то предложения на английском языке?" Мой ответ прежде всего: почему и нет? Так выходят звуки, несущие смысл - но не по семантике, а в рамках риффа. Так что выходит то, что лишних звуков – балластов попросту нет. Выдумывать словесные тексты на исполняемые мелодии советовал еще Леопольд Моцарт - отец великого Амадея.

Однако, когда мы забываем слова песни, или у нас нет текста для мелодии - мы ее распеваем на « ля-ля-ля» или »та-та-та», или кто как придумывает слоги для слоговыражения мелодии. В джазе это называется скэт (Scat). Он содержит словарь слоговыражений, и не только для джаза.




 

Дополнительные упражнения

Постройте маршировочную мантру из первого предложения следующих стандартов:

XXXXXXX
XXXXXXXX
XXXXXXXXX
XXXXXXXXXX

Примечание: тексты (Lyrics) всех песен находятся свободно в интернете.
Не забывайте: ритм предложения не как в песне, но должен быть уложен в 2 такта (8 битов), включая обязательную паузу.