Курс Нахума Переферковича (Текстовая версия)
  • Register

Урок 4

Пентатонический лад

Настал момент, когда без небольшого количества теории нельзя обойтись. Речь идет о пентатонике, т.е. о звукорядах из 5 звуков; точнее - о специфическом звукоряде, который можно сыграть подряд по черным клавишам ф-но. Поскольку имеются 5 звуков - Ре бемоль, Ми бемоль, Соль бемоль, Ля бемоль и Си Бемоль; то можно каждый раз начать пятизвуковик от другого звука - и выйдут 5 различных самостоятельных пентатонических ладов.
Мы на данном этапе будем использовать только один из них- который начинается от Ми бемоля. Однако, поскольку все упражнения до сих пор были на звуке До, то переместим- перетранспонируем - начало этого лада на До.
Значит выходит следующее: До, Ми бемоль, Фа, Соль, Си бемоль. Принято выстраивать звукоряды таким образом, чтобы первый звук повторился после всех, но выше. Хотя получается не 5, а 6 звуков- все равно лад считается пентатоническим; учитываются только различные звуки.
Стоит потренироваться в построении такого пентатонического лада не только от До, но и от других звуков: Ре, Ля, Соль.

Небольшое отступление: в отличие от струнников, пианистов и духовиков, покупающим гитару везет - они приобретают вдобавок, не подозревая об этом, пентатонический лад, скрытый внутри настроя струн. Это помимо аккордов фламенко, которые тоже скрыты между струнами. Блюз и фламенко повлияли сильнее всего на развитие гитарной техники.
Можно использовать только часть звукоряда, а затем строить секвенции.

Рифф, основанный на трихорде из пентатоники


Теперь можно перейти к построению и исполнению риффа, построенного на 3-х звуках трихорда. То что было в декламации, переносится на инструмент.
И сразу же возникает вопрос: а что тут считается правильным, а что ошибкой? Ответ прост: любой порядок трех звуков правилен; однако различный порядок меняет интонацию, а изменение интонации меняет ощущения восприятия - и это уже не может происходить случайно. Поэтому мы выберем 2 главные и понятные всем интонации: интонация вопроса - мелодия идет вверх, и ответа- мелодия спускается. Сразу оговорюсь, что в полноценной мелодии интонации далеко не всегда связаны с принципом вопрос-ответ, но в риффовании это вполне естественно, и происходит еще из Африки; что получило наименование принципа Call & Response, т.е. зов и ответ. Кроме того, начинающий импровизатор - он как дитя, всему дивится и спрашивает, и спрашивает, чтобы получить ответ. Поэтому первоначальная форма вопросов-ответов подходит как нельзя естественней для выстраивания мелодической линии из риффов.

Приложения: pentatonic_scale.jpg

call_response.mp3




Дополнительные упражнения

1. Построить аналогичные XXXXXX от звуков XX, XXX, XXXX. Играть целиком от первого звука вверх - до его повторения октавой выше, и обратно вниз.
2. Играть только нижний XXXX каждого из XXXX вверх и вниз.
3. Играть только верхний XXXXXX вверх и вниз.
4. Перенести каждый из XXXXXXX на уже готовый ритмический XXX, используя интонации вопроса (восходящий) и ответа (нисходящий) – по примеру приложенного XXXX.
5. Играть под приложенный XXXX, варьируя интонации и XXXXX.