Курс Нахума Переферковича (Текстовая версия)
  • Register

Урок 5

Понятие о форме блюза. Что такое хорус? Варьирование вопросительных и ответных интонаций риффов в хорусе блюза.

Еще немного теории: блюз и его форма. Что есть блюз – разновидность афроамериканских (исторически сначала афро-, а затем общеамериканских) песен или инструментальная музыка? Ответ: и то и другое. Джаз абсорбировал и развил инструментальную часть блюза; а вообще-то в сочетании с пением через инструмент можно выразить словами невыразимое. Самая популярная форма блюза - 12-ти тактовая; а почему? Взгляните на ноты (о ужас - архаичный блюз по нотам!!!), точнее на текст.

blues_form.jpg (Just A Dream)

Что мы видим тут?

Первая фраза текста составлена из 2-х предложений; она длится ровно 4 такта – включая паузу.

Следующая фраза, которая начинается в 5-ом такте, является точным повторением первой; и длится, разумеется тоже 4 такта.

Последняя фраза, также построенная на 4-х тактах, содержит другой текст, противопоставленный первым двум фразам.

Почему же первая фраза повторяется дважды, а вторая нет?

- Налицо типичный риторический прием повторения, подчеркивающий и усиливающий воздействие первой фразы: второй раз она звучит драматичнее; ее окончание неизбежно ведет к кульминации всей 12-ти тактовой формы – которая обычно происходит в тактах 9-10 (в данном случае в десятом такте); и больше кульминаций до конца формы не требуется. Следующая кульминация будет через 12 тактов.

Вот вся эта форма в 12 тактов, включая структуру и гармонию – о которой речь пойдет несколько позже – и есть хорус blues_form_riff.mp3

Значит хорус не есть мелодия, но форма одноразового проведения мелодии плюс ее гармоническая сетка. Это очень удобно для импровизации; она отсчитывается не тактами, а хорусами: импровизация в один хорус, в 2 хоруса и т.д.

Вложения:

blues_form.jpg (Just A Dream)

blues_form_riff.mp3

karaokejazz_lesson_5_blues-riff.mp3

karaokejazz_5_blues-riff_1-4-1-5-4-1.mp3

 




 

Дополнительные упражнения

1. Играть на плейбек XXXXXXXXXXXXX импровизированную мелодическую линию, основанную на XXXX; использовать разнообразие интонаций.
2. По возможности создать или найти аналогичные XXXXXXXX для упражнений в тональностях: До, Ля, Соль, Фа, Ми - не в быстрых темпах.

Примечания:

а) упражнение с XXXXXXXX аналогично 5-му пункту в уроке XX; однако, есть следующие различия: пентатонический лад от Ре, начала каждой четверки тактов отмечены ударом тарелки, а начала 12- ти тактовой формы блюза- свистком.
б) Плейбек XXXXX отличается от предыдущего только сдвигами в басу на соответствующие блюзовой форме ступенями звукоряда.

Плейбеки для для занятий:

XXXXXXXX- в Соль
XXXXXXXXX - в Ре
XXXXXXXXXX- в До

2) Можно использовать в качестве тем следующие блюзы:

XXX
XXXX
XXXXX