Курс Нахума Переферковича (Текстовая версия)
  • Register

Урок 6

Cинкопы

Даже те, кто не знает нот и теории, наверняка, слышали о синкопах и синкопировании - ведь в блюзе, джазе, роке, фанке и прочих ответвлениях джаза синкопы - интегральная часть и мелодии, и аккомпанемента. Что же такое синкопа, а главное - как ее правильно исполнять?

Вернемся к фразе Without a song the day would never end, которую, надеюсь, Вы декламировали, шагая по комнате или вне дома. Ударения на out, song, day, would, ne - совпали с приземлением каждой ноги: левая-правая, левая-правая; однако, end был произнесен (и сыгран) перед следующим опусканием левой ноги. После этого идет пауза. Другими словами, если шагать только с акцентированными словами и слогами, но на end следовало бы остановиться с задранной левой ногой; это и есть синкопа.
Так что простая формулировка синкопы: звук между ударными долями (слово, слог во время переноса ноги), после которого идет пауза, приходящаяся точно на ударную долю.
Чтобы продемонстрировать словесные синкопы, можно вполне обойтись русской поэзией:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.

Хотя-в отличие от английского языка - русские слова, в основном, длиннее, тем не менее, и тут есть сикопированные слоги: -ный в конце первой строчки, том - в конце второй строчки; окончание третьей строчки(-ный) смыкается с началом четвертой, так что это не синкопа. Зато, круГОМ можно трактовать двояко: закончить синкопированно или на ударную долю- вопрос трактовки.
В музыке изучение ритма идет путем отсчета "раз-и,два-и,три-и,четыре-и" ("one-and, two-and, three- and, four- and"), так что синкопы всегда падают на "и"(and). Однако, смысл наших джазовых и джазоподобных синкоп иной - они то сами и есть сильные ударные доли. Говоря "и раз" мы подразумеваем, что звук синкопы есть некий добавок, после которого идет пустой "раз". На самом деле синкопа не есть "и", но "раз", пришедший вдвое убыстренным шагом. Зато "два" исполняется в положенное ему время.
Синкопа "заглатывает" сильную долю, а следующая приходит, как и должно быть.


 

Добавляю упражнение для счета с синкопами + объяснения.

Плейбек построен следующим образом: 2 такта по 4 четверти обычного отсчета one ,two, three, four, затем один такт - пауза без отсчета. Эти 3 такта повторяются точно так же еще раз.
Следующий аналогичный трехтактовик, который тоже повторяется, содержит одну синкопу - в конце первого, перед началом второго такта.Однако, ее надо отсчитывать как раннее one, а two следующего такта считается обычно.
В следующем блоке из 6 тактов синкопа передвигается вперед - перед four, а затем последовательно перед three и two.
Из двух тактов отсчета второй не содержит синкопы. Начало каждого такта отмечено.

Вложения:

sincopation.jpg

syncopation.mp3


Дополнительный файл к уроку 6 "Синкопы" + текст

Упреждающая роль синкоп в джазе, может быть наглядно продемонстрирована на "оджазировании" какой нибудь классической пьесы четкого маршевого ритма четвертями: например, начало марша из оперы "Любовь к трем апельсинам" С.Прокофьева prokofiev_1.mp3 . Все ритмические изменения проделаны в строгом соответствии со стилем диксиленд.




 

Дополнительные упражнения

Для тренировки отсчета можно использовать следующие xxxxxx:

xxxxxx
xxxxxxx
xxxxxxxx
xxxxxxxxx

Примечание: для упражнений использовать метроном. Отсчет делается следующим способом: на биты one – two- three- four ; на слабые (четные) восьмушки между битами –and- ; синкопы называются следующим битом; бит после него возвращается на свое естественное место.

К примеру, отсчет в первых 2-х тактах xxxxxx:

||one and two three --- four| one two ---three four||