Курс Нахума Переферковича (Текстовая версия)
  • Register

Урок 7

Свободное варьирование интонаций. Использование верхнего трихорда. Понятие о пермутации в мелодии.

Весьма возможно, что предыдущие упражнения для Вас просты, и Вы исполняете их с легкостью. Может быть, они Вам кажутся даже скучными; но насколько точно ритмически Вы их играете? Ловите ли кейф от ритма исполнения? Это очень и очень важно: чтобы научиться строить разнообразную и развитую импровизацию, надо уметь в течение длительного времени играть повторные риффы - другими словами, владеть временем.

Следующим шагом будет разнообразие интонации риффов, отличное от примитивного парного блока вопрос-ответ.

Изменение интонации вовсе не обязанно быть симметричным, желательно чтоб было более ощущение разговора (пример с плейбеком в Ре variation.mp3) .

Кроме того, пришло время использовать и верхний трихорд пентатонического лада. Сыграйте лад полностью от Ре до Ре вверх и вниз, вычлените из него оба трихорда: Ре- Фа- Соль и Ля- До- Ре. Все то, что Вы играете в пределах нижнего трихорда - можно в точности повторить в верхнем трихорде, можно менять интонацию в каждым из них (фигурирует в примере variation.mp3). Играйте с ним.

Ритм и интонация - две наиважнейших составных импровизационной мелодии (музыки вообще), а форма находится по важности после них, поэтому самые первые шаги в импровизации начинаются с самого простого и знакомого - понятия интонации, а ритм и простейшая форма пока заданы.

Возникает вопрос: что первично в импровизации - ритм или интонация?
- В принципе в начале было движение, т.е. ритм; однако интонация выражает эмоцию, и именно она может стать источником фразы. Иными словами: каждая из обеих составных может служить триггером, чтобы начать.

Вы познакомитесь и с понятием "пермутация", заимствованным у математики крупнейшим российским и американским музыкальным теоретиком 20-х и 30-х гг. прошлого века Иосифом Шиллингером. Никогда не слышали это имя?- Советский музыкальный официоз с успехом навсегда вычеркнул имя Шиллингера из анналов советского музыковедения- с тех пор, когда он в 1926г., будучи в США на презентациях терменвокса, фактически стал невозвращенцем.
Шиллингер был подлинный гуру американских джазовых музыкантов - до самой его смерти в 1942 г. Самый известный его ученик- Дж. Гершвин; а из джазовых - все организаторы известной джазовой школы Беркли в Бостоне, которая в свое время так и именовалась - школа им. Шиллингера.

В своей огромной работе The Shillinger System of Musical Composition автор соотносит явление пермутации ко всем составным музыки- мелодии, ритму, гармонии, форме и пр., но тут будем использовать пермутации в самх узких рамках риффа.

Включения: variation.mp3
lesson_7_permutation.mp3




Дополнительное задание

Проанализировать на варьирование интонаций:

xxxxxxx
xxxxxxxx
xxxxxxxxx

Читать еще о пермутации (сильная объемная статья с графическими нотными примерами): Сила пермутации




Сноска

Нахум Переферкович преподает эту самую систему Шиллингера. В течение года он занимался у ученика Шиллингера, профессора музыковедения в университете Бар - Илан Цви Керена, дочка которого - Алона - как раз изучала у него гармонический стиль Колтрейна; и в дальнейшем на основе материала Нахума Переферковича стала первым в Израиле джазовым музыкантом со званием доктора музыкологии, написав докторат о гармонии Колтрейна.