Курс Нахума Переферковича (Текстовая версия)
  • Register

Урок 9

Блюзовый лад

Вот уже сколько уроков мы говорим о блюзе, а для импровизации используем постоянно тот же пентатонический лад. Этот лад, разумеется, тоже используется в блюзе; однако его можно встретить в музыке всех народов Африки, Америки, Запада и Востока. Музыковеды считают пентатонический лад как наиболее древний в истории мировой музыкальной культуры. Африканские невольники, ставшие по принуждению жителями обеих Америк - южной и северной, привезли с собой в культурном багаже африканские пентатонизмы, ставшие интегральной частью и американских культур.
Однако, блюзовый лад возник только в северной Америке - не в Африке и не в Англии - в среде афроамериканцев, а затем, распространившись, стал всеобщим американским культурным достоянием. Еще Клод Дебюсси - французский композитор, первый из важнейших в начале 20-го века, обратил внимание на этот лад и использовал его.
Что же это за такой блюзовый лад? Я попробую избавить Вас от путаницы по отношению к блюзовому ладу.

Взгляните еще на ноты известнейшего блюза Just A Dream в уроке 5 (blues_form.jpg). Даже не умеющие читать ноты, могут обратить внимание на то, что основное направление интонации каждой фразы мелодии - если хотите, риффа - вниз. Это так не только в этой песне, но и во всех классических блюзах. Если читать тексты блюзов, можно понять, почему; этот лад называют ладом неверия и пессимизма, а в религиозных кругах блюз назывался "песнями сатаны".

Отсюда блюзовый лад строится не снизу вверх, как все прочие, но ниспадающим движением сверху вниз (blues_scale_on_chords.jpg). Знакомый Вам пентатонический лад находится тут внутри, но дополнительно есть еще 3 звука. Вместо того чтобы употреблять принятые названия интервалов (надеюсь, что из посещающих эти уроки, но не знающих еще теории, уже начал корпеть над интервалами, их названиями и их построением. Суперважно для дальнейшего - точно так же ребенок, уже говорящий на родном языке, идя в школу знакомится с его алфавитом и грамматикой), я укажу на роль этих дополнительных звуков.
2 из них расположены возле второго и пятого звука пентатонического лада, а третий - между третьим и четвертым звуками пентатоники (порядковый отсчет звуков в пентатоническом ладу идет снизу, а блюзовый лад строится сверху).

Значит, если подниматься в пентатоническо-блюзовом ладу снизу вверх, выходит следующий порядок: первый звук пентатоники, второй звук пентатоники, дополнительный звук, третий звук пентатоники, дополнительный звук, четвертый звук пентатоники, 5-ый звук пентатоники, дополнительный звук - возвращаемся к основному звуку, но октавой выше (blues_scale.mp3).

Эти 3 дополнительных звука составляют РАВНОПРАВНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ соседним, и каждая пара (обозначены прямоугольником) называется блюзовыми нотами - blue Notes. Их можно использовать одну вместо другой, одну за другой вверх и вниз, а также для украшений продолжительных звуков (blues_form_riff.mp3).
Блюзовый лад подан с тремя главными аккордами, но о них речь еще впереди.

Блюзовый лад позволяет построить более прихотливую мелодию, однако, риффы используются как обычно, а о пассажах будем говорить позже.

Вложения:

karaokejazz_blues_scale_01.jpg
karaokejazz_blues_scale_02.jpg
karaokejazz_blues_scale.mp3

 


 

Дополнение (урок 9)

1. Примечание к файлам karaokejazz_blues_scale_01 и karaokejazz_blues_scale_02:
крестами сверху отмечены звуки пентатонического лада.

2. Примечание к аудиофайлу karaoke9blues_riff_demo.mp3:
В данном примере уже использованный ритмический рисунок накладывается частично на блюзовые звуки, частично на звуки пентатонического лада, как и происходит в мелодической линии настоящего блюза. Фразировка в 1-ом хорусе происходит в основном в нижней части блюзового лада, 2-ой хорус перемещается в верхнюю половину, затем спускается; и с начала 3-его хоруса удельный вес перемещается на верхнее До- есть динамика развития. Отсюда неизбежное появление пассажей - перед 4-ым хорусом, такты 34- 38 и 41- 42.
В начале 4-го хоруса впервые используется прием лейбека - оттягивание фразы назад. Это очень важная составная ритмического ощушения в свинга, когда ритм шагает вперед, а мелодия оттягивается назад, тем самым создавая характерное ритмическое напряжение между мелодией и аккомпанементом.


Приложен плейбек блюза в До - для тренировки (blues_riff_playback_in_c.mp3).


Вложения:

9_blues_riff_demo.jpg
karaoke9blues_riff_demo.mp3
blues_riff_playback_in_c.mp3




Дополнительное задание

Найти сегменты xxxxxxx лада в:

xxxxxxx
xxxxxxxx
xxxxxxxxx