После проведения джазовой темы следует импровизация. На каких-то этапах она может представлять и фактурно-ритмическую конструкцию, но неизменно (а для солирующих инструментов – стопроцентно) – основой импровизации является извилистая мелодическая линия, уже сама по себе содержащая признаки принадлежности к джазу. В ней по логике должен быть разгон и кульминация, но на практике – это осуществляется не на сто процентов, хотя лучше к этому стремиться. Хорошим тоном считается логически оправданный последовательный переход от импровизации одного инструмента к другому – и так до финального проведения темы. Пианисты эту мелодическую линию импровизации уплотняют вертикальными или небольшими контрапунктическими построениями, особенно там, где в небыстром темпе имеется возможность соображать тщательнее. Почти всегда основой импровизации является одноголосная мелодия, опирающаяся на заданную цифровку темы композиции, и служащая основой для дальнейших наворотов, где она может выглядеть уже весьма витиевато. Цифровка может как усложняться, так и упрощаться, но с сохранением своей основы.
Умудренные теоретики еще добавили бы – плюс на импровизацию влияют ритмические и интонационные элементы, яркие ходы, содержащиеся в теме композиции. Если это есть – хорошо, но лучше остыть: из своего аналитического опыта скажу – основа все-таки цифровка, которая может претерпевать небольшие изменения. «Дженерал басс» - одним словом. Другими элементами темы в импровизации в большей или меньшей степени пользуются, исходя из вкуса, настроения или хода развития музыкального события.
Раз сама импровизация имеет джазовые признаки, значит, можно и нужно проанализировать некоторые принципы ее построения. На данном этапе – это принципы создания ленты одноголосной мелодии, исходя из гармонии. И для начала возьмем правило – открыты все пути, кроме отступления от цифровки.