3. Дополнительный курс
  • Register

Перкуссивный интервал

Сам по себе
По отношению к ладу


Не только гармония, но и мелодия в джазе помимо того, что заламывается ритмически – тяготеет к моментам опоры на перкуссивно звучащий (корявый) интервал. Корявый потому, что по общей вертикали вне контекста (сам по себе, не учитывая специфику движения материала) он либо конкретно режет обывательский слух, либо не отображает прямого показа лада (аккорда), и редко используется сочинителями самородками, которыми так богата земля наша и которые уже преуспели на нелегком поприще массовой культуры.

Именно применение таких интервалов и уничтожает попсовую слащавость и служит визитной карточкой джазового исполнителя. Помимо открыто корявого интервала (типа септимы или ноны) еще используются разложенные по горизонтали перкуссивные вертикальные структуры, часто являющиеся верхней надстройкой общей гармонической вертикали. Прозвучало заумно, а на практике просто исполняются по горизонтали (поочередно) те ноты, которые должны звучать вместе.

Сама структура септ-, нонаккорда у музыканта, хоть немного игравшего цифровки – укладывается в сознании быстро и видится по всей клавиатуре. Видение перкуссивных интервалов и созвучий – есть небольшое расширение гармонического мышления, оно не лежит в пределах очевидного. Блюзовые лады также прибавляют ступени, которые совместно с натуральными ступенями (а кто сказал, что в мелодии не используются и те и эти одновременно – еще как…) дают целый ряд вариантов всяческих нетрадиционных созвучий. Обычное видение этих скрытых «корявок» позволит вам обыгрывать их в различных вариантах, тогда и обратите внимание, что импровизации смогут приобретать новое экспрессивное звучание.

Музыкант, видящий гармонию и измеряющий клавиатуру трезвучиями – играть будет простым трезвучно-попсовым звуком.

Несмотря на кажущуюся сложность описания сути урока практическое освоение не будет столь запутанным. Как этому научиться: под гармонию левой играть и слушать корявые интервалы во всех видах септаккордов (явные). Затем найти таковые для совместного использования аккордовых и блюзовых ступеней лада.

К очевидным из этих интервалов относятся септима и нона. Даже для тонической функции их можно найти сразу. C-H(b), H(b)-C,   E(b)-D-, D-E(b) для C мажора (минора).

Как можно их обыграть:

  1. ломаный ход
  2. создать опевание или подход
  3. заполнить середину

Важно просто понимать, и ощущать месторасположение этих интервалов по отношению к трезвучному аккорду, тогда кроме трех опорных звуков в функции вы приобретете еще ряд джазовых, они, конечно, могут быть исполнены и сами по себе, но в интервале проще осмысливаются. И еще, на основе перкуссивных интервалов тоже можно строить секвенции и риффы, они могут прекрасно вписываться в последовательности с другими интервалами. В данном случае уже мелодия берет на себя ряд конструктивных функций построения перкуссивного джазового спектра. Смотрите урок "Стук".

Небольшой пример: E-C + D-H + C-A будет сразу три перкуссивных интервала для Ре минора и любой может быть опорным, либо их уже можно использовать как мелодический оборот, а можно и круче, например нонами: C#-D + H-C + A-H и все тот же Ре минор.

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза