3. Дополнительный курс
  • Register

Привязка группы и артикуляции к 1 слогу

В быстром темпе соображать нужно быстро. Если буквально воспринимать каждую ноту как символ для обозначения звука (абсолютно) – нам физиологически будет очень сложно:

  1. Пропеть
  2. Структуризировать (разложить по полочкам)
  3. Интонировать

Но мы знаем, не все ноты равноправны и несут одинаковую смысловую нагрузку, принцип соподчинения в музыке один из главных. Во многих случаях группу малых длительностей вполне логично было бы воспринимать как отдельный (лучше сказать – единый) мелодический слог (по аналогии с речевым слогом). Основные его функции можно обозначить как распев или подчеркивание.

Самые яркие и напрашивающиеся на пример случаи
Форшлаги – подчеркивание
Пассажи – распев
Проходки между ступенями (триольные, квартольные и т.д.) - распев
Заглатывание звука (залиговывание интервала с акцентом на первый звук и спадом на второй)

Если данные нередкие случаи представлять как один слог, то:

  1. Наша импровизация уже вполне пропеваема голосом (условно)
  2. Структурно более понятна
  3. Позволяет вносить рельеф и ритмическое разнообразие в конструируемую простую импровизацию

Игра и пробы отдельных групп длительностей будут полезны для новичков.
Играть:

  1. Форшлаги
  2. Проходки между ступенями
  3. Заглатывание звука

Триоль (проходки) - вариантов, если подумать, для вставки такого слога между нотами не так уж много:
Для секунды – диатонический, хроматический
Для терции - диатонический, хроматический
Для кварты - … и т.д.
Для более широких крайних звуков уже логично использовать интервалы пошире (включая и перкуссивные интервалы).

Что дает триольный слог:
Смысловой акцент
Рельеф
Ритмическое разнообразие

Форшлаг:
Поступенный или хроматический
По звукам септаккорда (аккорда)
Что дает: смысловое усиление
Возможна модернизация (иное исполнение) форшлага – исполнение его более широкими длительностями = превращение в затакт. В данном случае потребуется небольшой навык (предварительный расчет). Играется чаще по гамме, реже по арпеджио, но могут быть и варианты.

Пассажи – ввиду того, что они охватывают большой диапазон и могут менять направление движения, вариантов пассажей можно напридумывать бесконечное множество. Как-то разложить способы игры и построение их – тема целого ряда отдельных уроков. Оставим этот пункт для вашего творчества (практиковаться пока не обязательно).

Интервал на заглатывание звука – прием для духовиков наипопулярнейший. Звучит очень хорошо, даже при полном проглатывании второго звука. Главным будет акцентированный (первый) звук. Второй, как правило – приходится на один из звуков джазового аккорда функции. Возможны целые интервальные ходы, использующие данный прием. Пианисты тоже используют его часто и часто создают на его основе интересные рифы с метрической внутренней сбивкой или без нее.

Все, о чем писал играть в трех тональностях.

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза