3. Дополнительный курс
  • Register

Создание джазовой импровизации на цифровку

Как строить джазовую импровизацию

Иногда темы уже содержат в себе (в гармонии) элементы (ступени) блюзовой пентатоники, и в этом случае простое использование основных тонов аккордов иногда будет давать блюзовые мелодические формы, но этого вряд ли будет достаточно. Иногда цифровка может быть вполне обычной, без намека на джаз. Мы же будем учиться строить импровизацию на любую цифровку и научимся интегрировать блюзовый лад в любую цифровку.
В основе любой мелодии лежит мотив. В протяжных русских песнях он может быть весьма длинным и состоять из большого числа звуков (нот) и не делимым. Пример: «Ах, ты степь широкая».

В джазе же (по моим наблюдениям) почти все мотивы тем легко разбиваются на целый ряд попевок. Это и есть благодатнейшая почва для джазового скэта (ссылка на скэт).
Небольшая попевка может лежать в структуре мелодии, многократно повторяясь или трансформируясь по высоте. Сам же мотив здесь будет как будто собран из этих попевок. В данном случае – это и есть риф.
Попевки могут и не повторяться, но чаще повторяются, либо повторяются, чередуясь в определенном порядке (возможно, даже попарно).
И сами джаз темы тоже могут строиться на попевках. Примеры: «Не шепчи», «Who can i turn to…», и даже «Джорджия Браун» - если задуматься.
Для нас же: мотив построенный на попевках – удобная точка отсчета для совершения первых осознанных шагов в импровизации. Небольшая попевка – совершенная и самодостаточная начальная структура, которая всегда прозвучит в натуральном, и что самое важное – в блюзовом ладу. Это и дает саму почву для джаза. Структура попевки позволяет внедрять блюзовый лад в натуральную тему и способна придать ей джазовый характер уже на доимпровизационных стадиях.

Небольшое отступление. Каким образом исполняются джазовые произведения. Сначала один или несколько раз проводится тема, затем, когда тема уже закрепилась как стереотип – начинается отрыв от земли и парение в импровизации. Традиция эта африканская народная. Сначала при коллективном исполнении как заклинание долбалась простая, но выразительная тема (под общий ритм и движения), а затем, когда интонации уже полностью проникали во все нутро исполнителей – начинался отрыв в импровизации, либо в поочередной импровизации, либо в импровизации под ту же тему одновременно и т.п. Слуховая память здесь имеет очень большое значение. Тот подсознательно, но глубоко запомнившийся образ темы – и будет служить эталонным штампом для использования мнтожественных имеющихся в распоряжении каждого джазового исполнителя средств создания импровизации. После определенного этапа занятий джазом – голова будет отключаться, а играть начнут руки сами, как бы под воздействием внутреннего импульса. Но все равно каждый новый прихват – потребует в освоении осознанной рутинной работы, прежде чем отложится в руках.

Сноска: если оставить внутриладовые краски (слушать и сравнивать интервалы вне тональности) – то все малые (2, 3, 6, 7) звучат грустнее, а все большие веселее, ч4, ч5 и ч8 – звучат более прохладно, но более утвердительно. Любой интервал вверх – будет создавать вопрошающую (напрягающую) интонацию, а  вниз – интонацию утверждающую (успокаивающую). Подавляющее большинство секвенций имеют ниспадающую направленность (по высоте). Посему (палю тему...), - восходящие секвенции особо ценны, более напористы и свежи на слух. Ищите их и анализируйте, и обрящете настоящее мастерство.

Все ваши попевки можно попробовать конструировать, исходя из этого принципа. Можно поанализировать имеющиеся джазовые темы стандартов.

Включение попевки внутрь лада – будет наделять ее интонации новыми свойствами. Единство противоречий интервального характера и ладовых тяготений и создаст неповторимое настроение. Здесь я уже зашел слишком не туда (это уже для композиторов).

Применяя к попевкам элементы усложнения простой мелодии одного из предыдущих уроков, можно получить весьма неплохие результаты в импровизации.

Подстановка блюзового лада
В любом месте натуральной темы можно вставлять попевки (рифы) блюзового лада. Т.к. попевка – звено самодостаточное, хоть и короткое – звучать будет.
Пример: «Я на солнышке сижу» и еще..

Основной блюзовый лад гармонично сочетается с 1, 2, 4, 5, 6 – ступенями.

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза