3. Дополнительный курс
  • Register

Создание простой мелодии на цифровку

В каждом практическом уроке по созданию мелодии импровизации я буду делать свои простые теоретические выкладки и выбирать для вас целый ряд учителей. А учиться мы будем старым как мир способом. На начальных этапах это один из наиболее действенных методов обучения. Будем работать с первоисточниками. И будем воздавать почести действительным учителям, а не моим субъективным высказываниям. Учителей в джазе много, у них и будем учиться, и соответственно, обсуждать и анализировать первоисточники. Для большей интеграции будем играть в трех тональностях, для уменьшения сложностей – будем осаживать программными способами особо резвые композиции. Главное играть (по сути - говорить) без спотыканий, чтобы избежать синдрома заикания. Темп придет сам собою позже.

Мелодия, какой бы философский смысл мы в это слово не вкладывали – вершина гармонической конструкции. И вполне логично, если септ-, нонаккорды лежат в основе цифровки, то основной, терцовый, квинтовый тона, а также септима и нона – это полноправные точки опорной мелодической конструкции, вокруг которых во времени и будет развиваться некое музыкальное действо. Терция, все же, звучит наиболее благозвучно. Сами по себе эти ступени всегда прозвучат, прозвучат и прямые ходы от одной из них к другой.

Задание: играть в простой цифровке (I-V-I-IV-V-I-...) простые мелодические построения на ступенях септ- нонаккордов в медленном темпе.

Если мелодия нашей импровизации будет строиться только так, это будет выглядеть более чем наивно. На практике между опорными звуками очень часто наблюдается некоторое движение, вносящее напряжения и разрешения уже внутри мелодии даже при статичности функции. К тому же, опорные ступени могут опеваться (диатонически или хроматически) или предутверждаться (как из затакта, так и из доли с оттяжкой, как мордент). Ступени при соединении могут заполняться гаммообразным материалом при движении одной в другую (т.к. лучше сразу приучать себя к осознанию, откуда движемся и куда).

Задание 2: играть соединяющие гммообразные построения между ступенями, играть опевания ступеней.

До сих пор речь шла о диатонических функциях и ступенях мелодии. Но все выше сказанное также относится и к блюзовому ладу.

Задание 3: играть задание 1 и задание 2 – в соответствии с блюзовыми ступенями.

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза