Уроки теории (курс лекций)
  • Register

Применение побочных доминантсептаккордов

побочные доминантсептаккорды джазаЯрким характерным признаком, самобытно отличающим джаз от классики, можно назвать нередкое употребление побочных доминантсептаккордов.

С другой стороны, это можно охарактеризовать как движение по квартово-квинтовому кругу - более объемное понятие, подразумевающее выход за пределы основной тональности. Как бы то ни было, даже уже на первых порах джаз музыканты пользовались цепочкой из нескольких подряд соединенных побочных доминантсептаккордов.


Данный материал уже составлен в отдельный урок и выложен в более подробном виде в новом разделе "Уроки джаза" с присутствующими комментариями и нотными примерами.

перейти к подробному уроку

Интересно, что такое количество неустоев на длительном промежутке музыкального времени не порождает дискомфорта в звучании. Теоретики сказали бы, что доминанта разрешается в тонику, тоника переосмысливается в новую доминанту и т.д. Лично я об этом не думаю как и большинство музыкантов, мне не кажется, что был уход из тональности, и я чувствую тональный центр. Но это вещь субъективная. Итак, мало того, что имеет место несколько доминантсептаккордов подряд, так еще в мелодии при этом умудряются использовать натуральные ступени лада, запутаться сложно – мелодия диатонична, а вот партия левой руки несколько переосмыслена, вот вам и джазовая фактура (если излагать гармонию в левой руке только – нужно опираться на 3 и 7 ступени септаккорда, можно добавлять также 1,5 и нону). Если в мелодии диатонические ступени или гаммы из диатонических ступеней – они, естественно, будут диссонировать с партией левой руки (там где гармония). Неоднократно сдиссонированная вертикаль! А дискомфорта нет. Если подумать, используя этот прием (при конструировании джазовой фактуры, из–за чего, собственно, вся эта песня), можно превратить любую классическую мелодию в джазовую. Вот вам и применение доминантсептаккордов. Советую попробовать (для новичков).

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза