Доминантой принято называть как аккордовую функцию, располагающуюся на V ступени мажорного или минорного лада, так и саму V ступень
Своим названием функция обязана латинским терминам: dominus - господин, dominantis – господствующий. В музыкальном тексте доминанта обозначается латинской буквой D, или римской цифрой V.
Трезвучие доминанты находится в тональности первой степени родства по отношению к тональности тоники. В европейской музыке тональности доминанты по праву отдавалась особая роль, доминанта означала контраст к основной тональности и давала макро тяготения в пределах всей формы произведения. Среди всех родственных тональностей доминанта считалась господствующей (отсюда название), наиболее напряжённой тональностью, требующей разрешения.
В музыке доминанта более всех функций тяготеет к тонике (требует разрешения в тонику). В классической музыке разрешение доминанту в тонику на слух звучит неопровержимо и утвердительно, без тени сомнения с полнотой досказанности.
В джазе благодаря наличию септ-, нон- и кварто- содержащей фактуры тяготения ослабляются, гротескная утвердительность уступает место изысканности.
В классической музыке доминантовую функцию выполняют также аккорды, строящиеся на VII и III ступенях. Очевидно, из-за присутствия в их составе вводного тона (седьмой ступени).
В джазе доминанту может заменять аккорд, поднятый (= опущенный) на 3,5 тона. Т.н. тритоновая замена. Также в джазе доминанту принято альтерировать и расщеплять некоторые ее тона, а также использовать звуки одноименных ладов в одной вертикали.
материалы сайта на предмет доминанты в джазе:
1) Доминантовая вертикаль джаза
2) Доминантовые звукоряды джаза
3) Разрешение джазовой доминанты в тонику