Разрешение неустойчивых ступеней – это логически оправданный и естественно напрашивающийся переход неустойчивой ступени в соседнюю ближайшую к ней устойчивую ступень. В семиступенном ладу терцовой европейской музыкальной системы I, III и V ступени считаются устойчивыми (самой устойчивой, конечно же, является тоника или I ступень). Соответственно, II, IV, VI и VII ступени являются неустойчивыми (по отношению к устойчивым). На слух переход из устойчивой ступени лада к устойчивой создает ощущение спада напряжения (умиротворение), а переход от устойчивой к неустойчивой – нагнетание напряжения.
Неустойчивые ступени разрешаются:
II – 1) в первую, 2) третью
IV – 1) в третью, 2) в пятую
VI – 1) в пятую
VII – 1) в первую
Разрешение «1)» более характерно, более логично, дает больший спад напряжения. Другими словами неустойчивая ступень более тяготеет в ступень варианта «1)».
В заданиях для школьников чаще требуется: найти и отметить разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. При этом в заданиях для начальных классов, как правило, тональность уже задана (известна), либо легко может быть определена по явно выраженной тонике в конце предложения и соответствующим ключевым знакам (более сложный вариант задания).
*В ряде музыкальных произведений: где встречается модальность, отклонения (модуляции), смена или сопоставление ладов - устойчивые ступени могут становиться неустойчивыми и наоборот. И, конечно же, может наблюдаться полное стирание граней между их устойчивостью (в современной, к примеру, атональной музыке).
КОММЕНТАРИИ
RSS