хроматические интервалы
диктант на хроматические интервалы
логика написания диктанта
диатонические интервалы
характерные интервалы
Дает возможность для занятий дома, на транспорте, в гостях и на улице. Хроматический интервал с разрешением озвучивается для прослушивания, обдумывания, определения и проверки. Все работает просто и наглядно. При перезагрузке страницы диктант выдает другие последовательности других хроматических интервалов.
Для того чтобы проверить, правильно ли Вы определили проигранный интервал, выделите курсором область слева от проигрывания.
ум.5 => ч.4 (осн. 0,5т) |
PLAY PAUSE | 0:07 мин |
ум.4 => м.3 (осн. 0,5т) |
PLAY PAUSE | 0:07 мин |
ув.2 => б.3 (верш. 0,5т) |
PLAY PAUSE | 0:07 мин |
ум.5 => ч.4 (осн. 0,5т) |
PLAY PAUSE | 0:06 мин |
ув.3 => ч.5 |
PLAY PAUSE | 0:08 мин |
ув.2 => ч.4 |
PLAY PAUSE | 0:07 мин |
ум.7 => м.6 (осн. 0,5т) |
PLAY PAUSE | 0:08 мин |
ум.5 => м.3 (верш.0,5т-осн.1т) |
PLAY PAUSE | 0:08 мин |
ув.2 => б.3 (верш. 0,5т) |
PLAY PAUSE | 0:06 мин |
ув.5 => б.6 (осн. 0,5т) |
PLAY PAUSE | 0:09 мин |
дв.ум.5 => м.3 |
PLAY PAUSE | 0:08 мин |
ув.3 => ч.5 |
PLAY PAUSE | 0:07 мин |
ув.4 => б.6 (верш.1т-осн.0,5т) |
PLAY PAUSE | 0:06 мин |
ум.6 => ч.4 |
PLAY PAUSE | 0:08 мин |
ум.7 => ч.5 |
PLAY PAUSE | 0:09 мин |
ум.5 => м.3 (верш.0,5т-осн.1т) |
PLAY PAUSE | 0:07 мин |
ум.7 => ч.5 |
PLAY PAUSE | 0:07 мин |
ум.3 => ч.1 |
PLAY PAUSE | 0:08 мин |
ум.3 => ч.1 |
PLAY PAUSE | 0:07 мин |
ув.6 => ч.8 |
PLAY PAUSE | 0:09 мин |
Чтобы понимать на что нужно обращать внимание при записи диктантов на хроматические интервалы, сверяйтесь с данной таблицей:
ТО ЧТО СЛЫШИМ НА СЛУХ | ТО ЧТО ВЫЧИСЛЯЕМ ЛОГИЧЕСКИ | |||||
энгарм. эквивалент |
интервал разрешения |
направление разрешения |
голос разрешения |
хроматический интервал |
в мажоре строится на: |
в миноре строится на: |
б.2 | ч.1 | сужение | вершина: 0,5т основание: 0,5т |
ум.3 | VII, II+, IV+ | VII+(гарм.), II, IV+ |
м.3 | б.3 | расширение | вершина: 0,5т | ув.2 | I | III |
основание:0,5т | ув.2 | II- | IV- | |||
ч.4 | расширение | вершина: 0,5т основание: 0,5т |
ув.2 хар. интервал |
VI- (гарм.) | VI | |
б.3 | м.3 | сужение | вершина: 0,5т | ум.4 хар. интервал |
III | |
ум.4 | I | |||||
основание: 0,5т | ум.4 хар. интервал |
VII+(гарм.) | ||||
ум.4 | II+ | |||||
ч.4 | ч.5 | расширение | вершина: 0,5т основание: 0,5т |
ув.3 | II- | II- |
ч.4 | м.3 | сужение | вершина: 0,5т основание: 0,5т |
дв.ум.5 | II+ | VII+(гарм.) |
тритон | ч.5 | расширение | вершина: 0,5т | ув.4 | I | I |
основание:0,5т | ув.4 | II- | II- | |||
б.6 | расширение | вершина: 0,5т основание: 1т |
ув.4 | VI | ||
ув.4 гарм. тритон |
IV | |||||
вершина: 1т основание: 0,5т |
ув.4 гарм. тритон |
VI- (гарм.) | ||||
ув.4 | IV- | |||||
тритон | ч.4 | сужение | вершина: 0,5т | ум.5 | V | V |
основание:0,5т | ум.5 | IV+ | IV+ | |||
м.3 | сужение | вершина: 0,5т основание: 1т |
ум.5 гарм. тритон |
II | ||
ум.5 | VII | |||||
вершина: 1т основание: 0,5т |
ум.5 | II+ | ||||
ум.5 гарм. тритон |
VII+(гарм.) | |||||
ч.5 | б.6 | расширение | вершина: 0,5т основание: 0,5т |
дв.ув.4 | VI- | IV- |
ч.5 | ч.4 | сужение | вершина: 0,5т основание: 0,5т |
ум.6 | IV+ | IV+ |
м.6 |
б.6 |
расширение | вершина: 0,5т | ув.5 | V | |
ув.5 хар. интервал |
III | |||||
основание: 0,5т | ув.5 хар. интервал |
VI- (гарм.) | ||||
ув.5 | IV- | |||||
б.6 | ч.5 | сужение | вершина: 0,5т основание: 0,5т |
ум.7 хар. интервал |
VII | VII+(гарм.) |
м.6 | сужение | вершина: 0,5т | ум.7 | III | V | |
основание: 0,5т | ум.7 | II+ | IV+ | |||
м.7 | ч.8 | расширение | вершина: 0,5т основание: 0,5т |
ув.6 | II-, IV, VI- | II-, IV-, VI |
Таблица всех простых хроматических интервалов для тренинга по записи диктантов с указанием логики определения хроматического интервала. Вникнув в суть вписанных данных, учащийся сможет укрепить свои знания в области хроматических интервалов и расчитывать на хороший результат при сдаче зачетов и экзаменов.
На слух без дальнейшего разрешения хроматический интервал определить невозможно. Поэтому при диктантах на данный вид интервалов с интонационным упором озвучивают попарно: 1) сам хроматический интервал и затем 2) диатонический интервал (по факту - консонанс), в который он (первый) разрешается.
При разрешении альтерированная ступень всегда движется на пол тона по направлению альтерации в устойчивую ступень.
Так как при диктантах на хроматические интервалы изначально сам лад не показывают, а проявляется он только в виде следующего (2-го) интервала разрешения, - определение такого вида интервалов без некоторых математических хитростей будет сложным.
Для экзаменуемого как правило по поводу хроматических интервалов предъявляется два вида требований
1) определить вид интервала на слух по исполнению этого интервала и его разрешения гармонически
2) называются ноты (звуки) гармонического интервала либо нота (звук), от которого необходимо построить хроматический интервал, - а требуется построить разрешение с указанием тональности
Чтобы правильно определить хроматический интервал, нужно услышать и запомнить (быстренько карандашиком записать) несколько вещей:
1. первый интервал (как он слышится энгармонически)
2. второй интервал (его разрешение)
3. движение голосов в интервалах (вершина и основание, это чаще 0 или 0,5 тонов и реже - до 1-го тона)
Далее, глядя в таблицу подбираете соответствующий описанию хроматический интервал. Для студентов: главное не пытаться запомнить, а попытаться найти время и осознанно сделать несколько заходов на сервис в течение недели. Результат будет положительным. Только старайтесь совсем не запоминать и увидите, что от обратного учится проще. Но надо сделать несколько подходов.