Словарь терминов
  • Register

Хроматические интервалы. Построение, разрешение, диктанты

универсальная таблица
определение
общее правило для поиска
приложение для телефона
логика разрешения
увеличенная секунда с разрешением
уменьшенная терция с разрешением
увеличенная терция с разрешением
уменьшенная кварта с разрешением
увеличенная кварта с разрешением
дважды увеличенная кварта с разрешением
дважды уменьшенная квинта с разрешением
уменьшенная квинта с разрешением
увеличенная квинта с разрешением
уменьшенная секста с разрешением
увеличенная секста с разрешением
уменьшенная септима с разрешением
диктант на хроматические интервалы

 

Универсальная таблица

Таблица всех хроматических интервалов: 1) во всех тональностях; 2) от любого звука в мажоре и в миноре. До шести знаков при ключе.

 

Таблица отвечает на запросы:

какие бывают хроматические интервалы
хроматический интервал от ноты
хроматический интервал в тональности
хроматический интервал в мажоре
хроматический интервал в миноре

 

Определение

Хроматический интервал – это интервал, образованный с участием альтерированной ступени.

Характерные интервалы к хроматическим интервалам в официальном курсе сольфеджио не относятся. Это подгруппа диатонических интервалов.

 

Хроматические интервалы создают повышенные напряжения, требующие обязательного разрешения. Этот вид интервалов не может быть построен в натуральном ладу.

Хроматический интервал – это увеличенный или уменьшенный интервал.

Повышенная степень неустойчивости вызвана не внутренним строением хроматического интервала, а особым их расположением по отношению к ладу (тоническому трезвучию), при котором интервал и звучит особо напряженно в большей степени из-за участия в нем альтерированной (хроматической) ступени.


Сам по себе без ладовой централизации на слух он звучит как обычный диатонический интервал (за исключением ув.4 и ум.5). Например:  уменьшенная кварта Ми-Ляb, просто была бы записана как Ми-Соль#, если бы звучала сама по себе вне До мажорного лада. Несложно догадаться, что за исключением ув.4 и ум.5 все хроматические интервалы энгармонически равны диатоническим интервалам.

 

Общее правило для поиска хроматических интервалов

Поиск хроматического интервала ведётся с соблюдением двух условий:
1) это должен быть увеличенный или уменьшенный интервал с обязательным участием альтерированной ступени, разрешаемый в два из трёх звуков тонического трезвучия
2) это не должен быть интервал, образованный в гармоническом ладу (характерный интервал или тритон гармонического лада).
Т.е. без знания материалов по характерным интервалам логический поиск хроматических интервалов не всегда может увенчаться успехом.
Итог: в хроматическом интервале должен присутствовать встречный знак, разрешение в звуки тонического трезвучия, и он не должен укладываться в гармонический лад*.

-----------------------
*Гармонический лад на момент написания статьи входит в группу диатонических ладов. Отсюда все сложности.

 

Приложение для телефонов (планшетов)

операционная система ANDROID

Хроматические интервалы. Android приложение

Файлы:
Хроматические интервалы Версия:1.2

Бесплатное приложение для телефонов и планшетов по хроматическим интервалам в курсе сольфеджио. Дает все исчерпывающие ответы по хроматическим интервалам с разрешением в тональности и от любой ноты мажоров и миноров. Работает вне OnLine. Для ознакомления с принципом работы приложения запустите ниже размещенный видео ролик.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

Все хроматические интервалы с разрешением. В тональности и от нотыдля активации требуется регистрация

Веб-сайт См. демо Дата 31.10.2015 Язык  Русский Система  Android Размер файла 5.68 MB Закачек 6349

 

Логика разрешения хроматических интервалов

Прежде чем начинать чего-либо читать и учить далее, вдумчиво прочтите эти главные три строчки:
Какими бы сложными не казались все хроматические интервалы, когда речь заходит об их разрешении, надо понимать:
а) что разрешаются они в какие-нибудь два из трех звуков тонического трезвучия,
б) увеличенные интервалы разрешаются расширением,
в) уменьшенные интервалы разрешаются сужением.
От этого правила и нужно исходить, чтобы запомнить, какие интервалы во что разрешаются, и сколько их вообще возможно построить.
Объясним логику на примере увеличенной секунды.
1.
г) Хроматическая секунда – энгармонически это малая терция.


1 СЛУЧАЙ. По одному краю (вершине или основанию) секунда может разрешаться только в терцию; правило б). Будет два варианта разрешения:

разрешение секунды по вершине или по основанию
В нашем случае для ув.2 – это может быть только терция больше чем малая (наша ув.2): т.е. большая терция (б.3) из звуков тонического трезвучия; правила а) и г). Большая терция в мажоре – это I и III ступени.

большая терция в мажорном тоническом трезвучии
Значит, здесь для мажора всего 2 варианта разрешения:

мажор: разрешение ув.2 в б.3 (увеличенной секунды в большую терцию)

Для минора большая терция (интервала разрешения) – это III и V ступени:

большая терция в минорном тоническом трезвучии
значит, для минора тоже всего два варианта разрешения:

минор: разрешение ув.2 в б.3 (увеличенной секунды в большую терцию)
Вывод: в первом варианте ув.2 разрешается - в б.3 параллельных мажора и минора

2 СЛУЧАЙ. По двум краям секунда разрешается только в кварту (внимание!!! - этот интервал не будет хроматическим)

схема разрешения секунды в кварту
Значит интервал ув.2 должен лежать внутри кварты. Кварта и в мажоре и в миноре одинаковая (лад определяет терция). Поэтому, для мажора и минора будет один вариант разрешения. Но в примере его отобразим с разными соответствующими ключевыми знаками:

разрешение увеличенной секунды в кварту в мажоре и миноре
Предупреждение:  во втором случае ув.2 разрешается – в ч.4 одноименных мажора и минора, однако, всвязи с тем, что и в мажоре и в миноре в данном интервале присутствует гармоническая ступень, его следует считать характерным интервалом (не запутайтесь, об этом было указано в самом начале).

 

*Третьего края у интервала нет, поэтому здесь все.
Далее просто даем примеры всех разрешений хроматических интервалов уже без пояснения логики, которая будет аналогичной.

 

Разрешение хроматических интервалов

Увеличенная секунда (ув.2) с разрешением

Увеличенная секунда (ув.2) - интервал в две ступени (полтора тона). Энгармонически равна малой терции.

Характерный интервал (это не хроматический интервал!) - даем для наглядности
Характерный интервал увеличенная секунда строится на VI ступени гармонического мажора и минора и разрешается в чистую кварту на V ступени.

разрешение характерного интервала увеличенная секунда
 
Хроматический интервал увеличенная секунда строится:

в мажоре:
на I (вверху  II повышенная) и на II пониженной ступенях и разрешается в обоих случаях в большую терцию на I ступени движением одного из голосов (хроматического голоса) на полтона.

хроматический интервал ув.2 в мажоре с разрешением
в миноре:
на III (вверху IV повышенная) и на IV пониженной ступенях и разрешается в обоих случаях большую терцию на III ступени движением одного из голосов (хроматического голоса) на полтона.

хроматический интервал ув.2 в миноре с разрешением

 

Уменьшенная терция (ум.3) с разрешением

уменьшенная терция энгармонически равна большой секунде (ум.3 = 1 т.)
разрешается в чистую приму.

Три варианта разрешения для мажора:

уменьшенная терция в мажоре (с разрешением)
Три варианта разрешения для минора:

уменьшенная терция в миноре (с разрешением)

 

Увеличенная терция (ув.3) с разрешением

увеличенная терция (ув.3 = 2.5 т.) разрешается чистую квинту (ч.5)
Увеличенная терция - интервал с включением двух альтерированных (хроматических ступеней), требующих разрешения и разрешающихся соответственно по обеим краям расширением в интервал из унисона и чистой квинты:
Квинта одинакова и в мажоре, и в миноре. Поэтому можно сказать так: разрешается в квинту одноименных мажора и минора:

увеличенная терция с разрешением (мажор, минор)

 

Уменьшенная кварта (ум.4) с разрешением

Уменьшенная кварта — энгармонически равна большой терции (2 тона), обозначается ум.4.

Уменьшенная кварта строится:

В мажоре: строится на II повышенной (с участием V ступени). Интервал на III (с участием VI гармонической) ступенях хроматическим не является, т.к. это характерный интервал!

В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую терцию на III ступени.

уменьшенная кварта в мажоре (с разрешением)
В миноре: строится на I (с участием IV пониженной ступени). Интервал на VII гармонической ступени (с участием III ступени) хроматическим не является, т.к. это характерный интервал!

В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую терцию на I ступени.

уменьшенная кварта в миноре (с разрешением)
*Существуют также еще две пары уменьшённых кварт — на VI (с участием II пониженной) и IV повышенной (с участием VII мелодической в мажоре), на VI мелодической (с участием II пониженной) и IV повышенной (с участием VII натуральной) в миноре, однако, они не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения, и поэтому употребляются редко.

Чтобы не напрягать память и не вносить путаницы, нотную схему не приводим.

 

Увеличенная кварта (ув.4) с разрешением

Ув.4 называют еще «тритоном». Это самый напряженный диатонический интервал. Он может быть диатоническим, характерным и хроматическим интервалом.

Диатоническая ув.4 с разрешением (это не хроматический интервал!) - даем также не по теме, а для наглядности

Диатоническая ув.4 строится на IV ступени мажора и VI ступени минора и разрешается расходящимся движением голосов в мажоре и миноре в малую сексту

диатоническая увеличенная кварта (тритон) с разрешением

Хроматическая ув.4 строится на:

В мажоре:
на I ступени (с участием IV повышенной)
на II пониженной ступени
на VI натуральной ступени (с участием II повышенной)
на VI гармонической ступени хроматическим не является (характерным тоже не является, это тритон гармонического лада)
Первые две кварты разрешаются в чистую квинту на I ступени (одну и ту же), последние две — в же большую сексту на V ступени (одну и ту же).

разрешение увеличенной кварты в мажоре

В миноре:
на I ступени (с участием IV повышенной) — разрешается в чистую квинту на I ступени
на II пониженной ступени (с участием V ступени) — разрешается в чистую квинту на I ступени
на IV пониженной ступени (с участием VII натуральной ступени) — разрешается в большую сексту на III ступени
на IV ступени (с участием II ступени) хроматическим не является (характерным тоже не является, это тритон гармонического лада) — разрешается в большую сексту на III ступени

разрешение увеличенной кварты в миноре

*Ещё две увеличенных кварты — на VII мелодической ступени в мажоре и на III (с участием VI мелодической) в миноре — встречаются редко, не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения.

 

Дважды увеличенная кварта (дв.ув.4) с разрешением

Дважды увеличенная кварта — интервал в четыре ступени (три с половиной тона). Энгармонически равна чистой квинте, обозначается дв.ув.4
Существует только по одной дважды увеличенной кварте.

В мажоре: на VI гармонической ступени (с участием II повышенной)

дважды увеличенная кварта с разрешением в мажоре

В миноре: на IV пониженной (с участием VII гармонической)

дважды увеличенная кварта с разрешением в миноре

В обоих случаях расходящимся движением голосов дважды увеличенная кварта разрешается в большую сексту: в мажоре на V ступени, в миноре — на III.

 

Дважды уменьшенная квинта (дв.ум.5) с разрешением

Дважды уменьшенная квинта – интервал в пять ступеней (два с половиной тона). Энгармонически равна чистой кварте, обозначается дв.ум.5
В ладу существует только по одной дважды уменьшенной квинте.

В мажоре: на II повышенной (с участием VI гармонической ступени)

дважды уменьшенная квинта с разрешением в мажоре

В миноре: на VII гармонической (с участием IV пониженной)

дважды уменьшенная квинта с разрешением в миноре

В обоих случаях сходящимся движением голосов дважды уменьшенная квинта разрешается в малую терцию: в мажоре на III ступени, в миноре — на I.

 

Уменьшенная квинта (ум.5) с разрешением

Диатоническая уменьшенная квинта (хроматическим интервалом не является!)

Для начала приведем в качестве исключения диатонический вариант ум.5
В мажоре: ум.5 строится на VII с участием IV ступени и разрешается в м.3 на I ступени.

уменьшенная квинта диатоническая с разрешением в мажоре

В миноре: ум.5 строится на II с участием VI ступени — разрешается в большую терцию на III ступени

уменьшенная квинта диатоническая с разрешением в миноре

Хроматическая уменьшенная квинта

Хроматическая ум.5 строится на:

В мажоре:
на IV повышенной (с участием I ступени)
на V (с участием II пониженной ступени)
на II (с участием VI гармонической ступени) – хроматическим интервалом не является (характерным тоже не является, это тритон гармонического лада)
на II повышенной (с участием VI натуральной ступени)
Первые две уменьшенных квинты разрешаются в чистую кварту на V ступени, последние две — в малую терцию на III ступени

хроматическая уменьшенная квинта в мажоре с разрешением

В миноре:
на IV повышенной (с участием I ступени) — разрешается в чистую кварту на V ступени
на  V с участием II пониженной ступени — разрешается в чистую кварту на V ступени
на VII натуральной (с участием IV пониженной ступени) — разрешается в малую терцию на I ступени
на VII гармонической (с участием IV ступени) - хроматическим интервалом не является (характерным тоже не является, это тритон гармонического лада); разрешается в малую терцию (м.3) на I ступени

хроматическая уменьшенная квинта в миноре с разрешением

Ещё две уменьшенных квинты — строятся на III с участием VII мелодической ступени в мажоре и на VI мелодической (с участием III ступени) в миноре — встречаются редко, не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения.

Примеры не приводим с целью не перегружать память учащихся.

 

Увеличенная квинта (ув.5) с разрешением

Увеличенная квинта – энгармонически равна малой сексте (4 тона), обозначается ув.5.

Увеличенная квинта строится:
В мажоре: на V ступени (с участием II повышенной). Интервал на VI гармонической (с участием  III ступени) - хроматическим не является (это характерный интервал).

В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в большую сексту на V ступени.

увеличенная квинта в мажоре с разрешением

В миноре: на IV пониженной (с участием I ступени). Интервал на III ступени (с участием VII гармонической) - хроматическим не является (это характерный интервал).

В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в большую сексту на III ступени.

увеличенная квинта в миноре с разрешением

*Существуют также еще две пары увеличенных квинт:
в мажоре: на II пониженной ступени (с участием VI) и на VII мелодической (с участием IV повышенной).
в миноре: на II пониженной (с участием VI мелодической) и VII натуральной (с участием IV повышенной)

однако они не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения, и поэтому употребляются редко.

 

Уменьшенная секста (ум.6) с разрешением

Уменьшенная секста – хроматический интервал в три с половиной тона, энгармонически равна чистой квинте, разрешается в чистую кварту.
 
И в мажоре и в миноре строится:
 
на IV повышенной ступени (и там и там вверху II пониженная), разрешается в чистую кварту на V ступени.

разрешение уменьшенной сексты

 

Увеличенная секста (ув.6) с разрешением

Увеличенная секста – хроматический интервал в пять тонов, энгармонически равный малой септиме (м.7), во всех случаях разрешается в чистую октаву (ч.8).
 
В мажоре строится:
 
на II пониженной ступени, разрешаясь в октаву I ступени,
на IV ступени (вверху II повышенная), разрешаясь в октаву III ступени,
на VI низкой ступени (гармонический мажор, вверху IV повышенная), разрешаясь в октаву V ступени.

увеличенная секста с разрешением в мажоре
 
В миноре строится:
 
на II пониженной ступени (вверху VII гармонического минора), разрешаясь в октаву I ступени,
на IV пониженной ступени, разрешаясь в октаву III ступени,
на VI ступени (вверху IV повышенная), разрешаясь в октаву V ступени.

увеличенная секста с разрешением в миноре

 

Уменьшённая септима (ум.7) с разрешением

Уменьшённая септима (ум.7) - интервал в четыре с половиной тона. Энгармонически равна большой сексте. Требует разрешения.
 
Характерный интервал ум.7 (хроматическим не является!)

Построенная на VII ступени гармонического мажора и минора, ум.7 является характерным интервалом и разрешается в чистую квинту I ступени (тоническую).

характерный интервал уменьшенная септима с разрешением в мажоре и миноре
 
Хроматическая ум.7 строится:
 
в мажоре:
на II повышенной (вверху тоника),
на III (вверху II пониженная) ступенях.
В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую сексту от III ступени.

хроматический интервал уменьшенная септима в мажоре, с разрешением
 
в миноре:
на IV повышенной,
на V (вверху IV пониженная) ступенях.
В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую сексту от V ступени.

хроматический интервал уменьшенная септима в миноре, с разрешением

Не во всех базовых курсах по сольфеджио
*Есть еще два простых хроматических интервала, это:
1. дважды увеличенная прима
дв.ув.1 разрешается в б.3 и строится на II пониженной и повышенной ступенях в мажоре и на IV пониженной и повышенной ступенях в миноре.
2. дважды уменьшенная октава
дв.ум.8 разрешается в м.6 и строится на II повышенной и пониженной ступенях в мажоре и на IV повышенной и пониженной ступенях в миноре.

КОММЕНТАРИИ

+6Алёна08.02.2015 14:56#1
Спасибо Вам огромное! очень полное описание!!! Долго искала подобное...
Цитировать
+2Прохожий12.04.2015 00:14#2
Еще бы озвучили ноты, при кликанье мышкой на них.
Цитировать
+8Admin03.06.2015 23:35#3
:oops: Прошу прощения за оффтоп. Наши программисты уже начали разработку приложения по хроматическим интервалам для мобильных телефонов. Как всегда, это будет удобно, наглядно и мобильно. Джазовый подход к ликвидации темных пятен в теории. Для справок можно полюбопытствова ть и пощупать уже выложенное приложение по характерным интервалам, чтобы понять, как это все на телефонах работает.
Цитировать
+3Ярослав24.04.2017 21:05#4
:o спасибо реально помогло д.з. по сольфеджио сделал.
Цитировать
+3Silent12316.05.2017 12:46#5
Спасибо, отличный сайт, многим помог))) :o
Цитировать
+2X user19.12.2017 23:51#6
Приложение просто супер. Ставлю +++ :sigh:
Цитировать
0татьяна09.12.2019 20:32#7
Какое этому практическое применение?
Цитировать
0Сесили Мджаванадзе14.04.2020 23:19#8
Здесь ошибка: ре мажор, дв. ув. 4 - у вас всё сместилось на тон ниже. В ре мажоре дв. ув. 4: си-бемоль ми-диез -- разрешается в ля фа-диез. А в таблице написано ля-бемоль ре-диез --- соль ми.
А вообще замечательная таблица, спасибо большое! ;-)
Только ошибку исправьте, пожалуйста!
Цитировать
0Сесили Мджаванадзе21.04.2020 01:09#9
И ещё. Ум. 4 также строится на 6 ступени в мажоре и в миноре на 4 повышенной. Добавьте это в таблицу, пожалуйста.
А ещё было бы хорошо, если бы добавили увеличенную приму, дважды увеличенную приму и обращения - уменьшённую октаву, дважды уменьшённую октаву. Это ведь тоже хроматические интервалы!
Цитировать
0Admin27.09.2020 12:32#10
Цитирую Сесили Мджаванадзе:
Здесь ошибка: ре мажор, дв. ув. 4 - у вас всё сместилось на тон ниже. В ре мажоре дв. ув. 4: си-бемоль ми-диез -- разрешается в ля фа-диез. А в таблице написано ля-бемоль ре-диез --- соль ми.
А вообще замечательная таблица, спасибо большое! ;-)
Только ошибку исправьте, пожалуйста!

:-) Исправили
Цитировать
0Вероника99906.07.2022 23:27#11
Большое спасибо!!! единственный конспект по этой теме, который нашла в интернете, и такой исчерпывающий и понятный!
Цитировать
0dmaria11.10.2023 16:56#12
Спасибо большое! Очень помогли! Очень доступно и понятно расписано. Правда, приложение не удалось установить. Пишет, что создано для более ранней версии Android
Цитировать

Игра: кларнет в школе

кларнет в музыкальной школе, антология, игровые материалы

KaraokeJazz приложения

Мобильные приложения для музыкантов