Словарь терминов
  • Register

Диатоника. Натуральные лады или лады народной музыки

Историческая справка

Понятие диатоники в музыке претерпело значительные изменения. Это логически объясняется самим развитием музыкальной культуры и музыкальной науки в ходе истории. Термин «диатоника», а также терминология всех семи диатонических ладов явно указывает на греческое происхождение. Слово диатоника (растянутый) в греческом языке имеет отношение к растянутому по интервальной величине роду мелоса. Изначально термин применялся к древнегреческому тетрахорду, в котором и содержалось преобладание широких тонов (тон через тон – два широких шага), что было характерным только для данного вида тетрахорда, т.к. в других содержались пикноны (2 интервала внутри тетрахорда, разные по величине, но в сумме всегда меньше большего интервала). К примеру, наиболее распространенным из хроматических тетрахордов был такой, что его два нижних (не обязательно равных) интервала в сумме давали тон, а верхний – 1,5 тона. Напоминаем, что все это (тетрахорд) строилось внутри чистой кварты (наименьшего консонирующего интервала).

Соотношения между ступенями даже внутри диатонической интервальной системы варьировались (по историческим источникам) вплоть до пяти различающихся строев, которые выражались в числовых пропорциях 8:7 10:9 21:20; 10:9 9:8 16:15 и т.д., и характеризовались как диатон твердый, диатон мягкий и т.д. Тетрахорды, содержащие пикноны также варьировались в числовых пропорциях, и имели свою соответствующую терминологию. Диатоника была одним из первейших родов мелоса в древней Греции. На ряду с ней существовали: хроматика (в нашем понимании полутоновая система) и энармоника – система с интервалами менее полутона, которые рассчитывались на подготовленного и образованного в музыкальном плане слушателя, способного различать музыкальную эстетику в столь малых звуковых градациях, исполнявшуюся самыми искусными музыкантами (для большинства она была неисполнима).
Мелос древней Греции был совсем не таким как современная музыка, основанная на многоголосной терцовой аккордовой системе. Понятие пикнон и энармоника попросту ушли в историю, остались диатоника и хроматика. В современной системе они по факту используются в измененном невариативном по интервальному составу виде (не как в древней Греции). Европейское ухо не воспитано в эстетике четверь-тонов и менее того.

 

Диатоника в темперированной европейской системе

В современном понятии диатоники по определению нет двух малых секунд ни в одном в одном из тетрахордов. Хроматика отличается их наличием. В европейских современных музыкальных системах все интервалы тоны и полутоны равны, и полутон составляет половину тона.
Русская и европейская народная песенная традиция основывалась на диатонике. В ряде случаев диатонические звукоряды могли быть 3-х, 4-х,  5-и ступенными (пентатоника), и шестиступенными (т.н. гексахорды), к тому же, могли использоваться разные виды диатоник поочередно, что косвенно создавало хроматику.

На сегодняшний день диатоника подразумевает семиступенную музыкальную систему, в которой полутон появляется после последовательности как минимум из двух тонов, если точнее, из двух и из трех тонов. С точки зрения квинтового круга – это система, которая может быть расположена последовательно по чистым квинтам (первый новый обертон), что, возможно, и делает ее естественно напрашивающейся, гармоничной и как бы «от природы».

Натуральные лады (звукоряды)

На основе диатоники еще древние греки выделили и обосновали семь диатонических звукорядов: Ионийский (Ionian), Дорийский (Dorian), Фригийский (Phrygian), Лидийский (Lydian), Миксолидийский (Mixolydian), Эолийский (Aeolian), Локрийский (Locrian).

семь натуральных ладов (7 ладов народной музыки)

В каждом ладу определяется своя система устоев и неустоев, которая может быть централизована сильно, слабо или децентрализована совсем. Наиболее ярко может быть централизован ионийский лад, т.к. содержащийся в нем самый напряженный в натуральном ладу интервал тритон (IV и VII ступени), располагающийся на крайне неустойчивых по отношению именно к этому ладу ступенях, разрешается разнонаправленным полутоновым разрешением (которое является в музыке самым акустически и психологически ярким). Скорее всего, поэтому ионийский лад и считается неким мажором по умолчанию, в иных случаях упоминается название лада.
Три из семи ладов народной музыки (натуральных ладов) мажорные (с тоническим мажорным трезвучием),  это: Ионийский (Ionian), Лидийский (Lydian) и Миксолидийский (Mixolydian).
Три из семи ладов – минорные (с тоническим минорным трезвучием),  это: Эолийский (Aeolian), Дорийский (Dorian) и Фригийский (Phrygian).
И один Локрийский (Locrian) лад – с уменьшенным тоническим трезвучием (если данный диссонанс таковым можно назвать).

 

Дополнение

Кроме звукорядов, все звуки которых могут быть последовательно расположены по квартам (лады народной музыки), к разряду диатонических также относятся гармонические лады. Считается, что гармоническая ступень в них является ладовой, а не альтерированной.

Игра: кларнет в школе

кларнет в музыкальной школе, антология, игровые материалы

KaraokeJazz приложения

Мобильные приложения для музыкантов