Словарь терминов
  • Register

Ключевые знаки

Детские правила-считалки порядка прибавления ключевых знаков:
для диезов: фа-до-соль-ре-ля-ми-си
для бемолей: си-ми-ля-ре-соль-до-фа



Ключевые знаки – это знаки (диезы либо бемоли), которые выставляются справа от ключа (скрипичного, альтового, басового и т.п.) в строго определенном порядке. Прибавление диеза всякий раз указывает на продвижение по часовой стрелке в квинтовом кругу тональностей. Прибавление бемоля – на продвижение против часовой стрелки. Прибавленный диез (отнятый бемоль) всякий раз дает шаг тональности на квинту вверх (тональность доминанты), прибавленный бемоль (отнятый диез) – шаг на квинту вниз (тональность субдоминанты).

Ключевые знаки в квинтовом кругу тональностей

Другое неправильное название "тональные знаки".

Не рекомендуем называть ключевые знаки знаками альтерации, выставляемыми справа от ключа, по одной простой причине: тональность До мажор - не является центром музыкальной вселенной. И, напротив, бекар (как знак отсутствия альтерации) во многих тональностях является именно знаком альтерации (пример: ля бекар в фа миноре). Поэтому логичнее ключевые знаки признавать тональными или ладовыми знаками.

 

Далее информация по ключевым знакам для учащихся (см. ниже):



Как определить, сколько ключевых знаков в какой тональности находится (без зазубривания)

Для того чтобы проверить, это не обязательно помнить, нужно уметь считать в пределах менее 10-и и строить квинты вверх и вниз от любого звука. На экзаменах в музыкальных учебных заведениях всегда есть время подумать, и всегда имеется инструмент фортепиано, на который можно посмотреть (если уж совсем плохо со знанием клавиатуры).
Правило: «До мажор и Ля минор – тональности без ключевых знаков (чистые)» - знают все. От этого и нужно исходить.

Прибавление диезов

Для мажоров

диез – знак повышающий, значит, квинты строятся вверх (для бемолей будет наоборот)

Каждый шаг на квинту вверх от ноты До дает прибавление одного диеза.
Пример 1: Соль – первая квинта от До, следовательно: в Соль мажоре 1 диез.
Пример 2: Ре – вторая квинта от До, следовательно: в Ре мажоре 2 диеза.
Пример 3: Ля – третья квинта от До, следовательно: в Ля мажоре 3 диеза.
Пример 4: Ми – четвертая квинта от До, следовательно: в Ми мажоре 4 диеза.
Пример 5: Си – пятая квинта от До, следовательно: в Си мажоре 5 диезов.
Пример 6: Фа диез – шестая квинта от До, следовательно: в Фа диез мажоре 6 диезов.
Пример 7: До диез – седьмая квинта от До, следовательно: в До диез мажоре 7 диезов.
Примечание: в музыке чаще вместо тональности До диез мажор используется тональность Ре бемоль мажор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).


Правило для прибавления диезов тоже можно не учить, а также считать от Фа диеза по квинтам вверх.
Пример: три диеза при ключе – это Фа диез, До диез, Соль диез.


Для миноров
Каждый шаг на квинту вверх от ноты Ля дает прибавление одного диеза.
Пример 1: Ми – первая квинта от Ля, следовательно: в Ми миноре 1 диез.
Пример 2: Си – вторая квинта от Ля, следовательно: в Си миноре 2 диеза.
Пример 3: Фа диез – третья квинта от Ля, следовательно: в Фа диез миноре 3 диеза.
Пример 4: До диез – четвертая квинта от Ля, следовательно: в До диез миноре 4 диеза.
Пример 5: Соль диез – пятая квинта от Ля, следовательно: в Соль диез миноре 5 диезов.
Пример 6: Ре диез – шестая квинта от Ля, следовательно: в Ре диез миноре 6 диезов.
Пример 7: Ля диез – седьмая квинта от Ля, следовательно: в Ля диез миноре 7 диезов.
Примечание: в музыке чаще вместо тональности Ля диез минор используется тональность Си бемоль минор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления диезов такое же, считать от Фа диеза по квинтам вверх.
Пример: четыре диеза при ключе – это Фа диез, До диез, Соль диез, Ре диез.


Параллельные тональности содержат одинаковое количество ключевых знаков. Это также можно использовать для проверки. Параллельные тональности (их тоники) находятся друг от друга на расстоянии диатонической (по факту малой) терции, в порядке: минор ниже, мажор выше.

Прибавление бемолей

Для мажоров
бемоль – знак понижающий, значит, квинты строятся вниз (для диезов было наоборот)

Каждый шаг на квинту вниз от ноты До дает прибавление одного бемоля.
Пример 1: Фа – первая квинта от До, следовательно: в Фа мажоре 1 бемоль.
Пример 2: Си бемоль – вторая квинта от До, следовательно: в Си бемоль мажоре 2 бемоля.
Пример 3: Ми бемоль – третья квинта от До, следовательно: в Ми бемоль мажоре 3 бемоля.
Пример 4: Ля бемоль – четвертая квинта от До, следовательно: в Ля бемоль мажоре 4 бемоля.
Пример 5: Ре бемоль – пятая квинта от До, следовательно: в Ре бемоль мажоре 5 бемолей.
Пример 6: Соль бемоль – шестая квинта от До, следовательно: в Соль бемоль мажоре 6 бемолей.
Пример 7: До бемоль – седьмая квинта от До, следовательно: в До бемоль мажоре 7 бемолей.
Примечание: в музыке чаще вместо тональности До бемоль мажор используется тональность Си мажор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).


Правило для прибавления бемолей тоже можно не учить, а также считать от Си бемоля по квинтам вниз.
Пример: три бемоля при ключе – это Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль.


Для миноров
Каждый шаг на квинту вниз от ноты Ля дает прибавление одного бемоля.
Пример 1: Ре – первая квинта от Ля, следовательно: в Ре миноре 1 бемоль.
Пример 2: Соль – вторая квинта от Ля, следовательно: в Соль миноре 2 бемоля.
Пример 3: До – третья квинта от Ля, следовательно: в До миноре 3 бемоля.
Пример 4: Фа – четвертая квинта от Ля, следовательно: в Фа миноре 4 бемоля.
Пример 5: Си бемоль – пятая квинта от Ля, следовательно: в Ми бемоль миноре 5 бемолей.
Пример 6: Ми бемоль – шестая квинта от Ля, следовательно: в Ми бемоль миноре 6 бемолей.
Пример 7: Ля бемоль – седьмая квинта от Ля, следовательно: в Ля бемоль миноре 7 бемолей.
Примечание: в музыке чаще вместо тональности Ля бемоль минор используется тональность Соль диез минор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления бемолей тоже можно не учить, а также считать от Си бемоля по квинтам вниз.
Пример: пять бемолей при ключе – это Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль, Ре бемоль, Соль бемоль.

Параллельные тональности содержат одинаковое количество ключевых знаков. Это также можно использовать для проверки. Параллельные тональности (их тоники) находятся друг от друга на расстоянии диатонической (по факту малой) терции, в порядке: минор ниже, мажор выше.

КОММЕНТАРИИ

-1Гитарист16.11.2013 11:30#1
:oops: При поиске ключевых знаков в тональности иногда бывает следующая ситуация, что не понятно, вверх или вниз начинать строить квинтовые шаги. Особенно это относится к минорам. В данном случае начинайте строить вверх, пока не дойдете до Фа-диеза (это третий шаг от Ля). Если тон не встретился, значит начинайте шагать от Ля по квинтам вниз, обязательно дошагаете и до тона вашей неизвестной тональности. Если же тональность изначально обозначается с диезом или бемолем, то направление вниз или вверх уже задано по определению.
Цитировать
+2Глеб Георгиевич Жеглов16.11.2013 11:38#2
Гитарист прав. Для ребенка с живым умом метод осознания лучше подходит, нежели метод зубрежки. Любая дополнительная информация будет полезна. Детям итак зубрить много приходится в двух школах. По собственному опыту преподавания знаю. Заставляйте еще проверять на соответствие параллельному мажору и все будет ОК с ключевыми знаками. И клавиатура будет лучше изучена на память.
Цитировать
+2Гитарист22.11.2013 23:51#3
:zzz Есть еще один метод прикольный, как определять какая тональность относится с какими ключевыми знаками. Для диезных тональностей мажоров: последний диез всегда относится к VII ступени. Для бемольных мажоров: предпоследний бемоль - это тоника (I ступень) мажора. Можете посмотреть.
Цитировать
0мариам22.08.2014 14:42#4
скажите мне плиз какой знак в ля мажоре фа диез или соль диез :sad: :sad: :sad: :sad: :sad: :sad: :sad:
Цитировать
-1ПИАНИСТКА18.10.2014 23:38#5
:D привет я уже в 7 классе по музыке в прошлом году я почти не занималась и почти все забыла и даже ключевые знаки как их запомнить просто незнаю ПОМОГИТЕ :cry:
Цитировать
0ПИАНИСТКА18.10.2014 23:40#6
Цитирую мариам:
скажите мне плиз какой знак в ля мажоре фа диез или соль диез :sad: :sad: :sad: :sad: :sad: :sad: :sad:

и фа диез и соль диез и до диез вот все знаки
Цитировать
0Screeen24.11.2014 21:29#7
Да ну блин тут не хороший сайт не заходите на него!!!!!!! :-? :-* Да ну я прям убиваюсь :cry:
Цитировать
0катя13.01.2016 20:43#8
можете помочь :-) знаки пожалуйста диеза скажите :sad:
Цитировать
0Ивашка02.12.2017 14:17#9
что означает си бемоль в басовом ключе
Цитировать
0Глеб Георгиевич Жеглов02.12.2017 17:02#10
Цитирую Ивашка:
что означает си бемоль в басовом ключе

Си бемоль при ключе означает, что это тональность Фа-мажор или Ре-минор (смотрите по последней тонике, как правило). А в басовом, скрипичном, альтовом, теноровом или еще каком ключе - без разницы.
Цитировать

Игра: кларнет в школе

кларнет в музыкальной школе, антология, игровые материалы

KaraokeJazz приложения

Мобильные приложения для музыкантов