Словарь терминов
  • Register

Субдоминанта

Субдоминантой называют IV ступень лада, или аккорд с основанием на IV ступени лада

 

Глядя на субдоминанту с позиций обертонового ряда, сразу стоит отметить то, что в тонике лада нет обертонов чистой субдоминанты и даже ее мажорной терции (рассматривается первая часть обертонового ряда в тех пределах, где призвуки не начинают делиться на кратности более полутона). В субдоминантовом мажорном трезвучии квинтой является тоника. Поэтому отношения тоники с субдоминантой – это не прямые родственные отношения в рамках тонического обертонового ряда, а отношения с чужаком, для которого, все же, тоника является самым близким и прямым обертоновым родственником. Тоника проявляется в ряду гармоник субдоминанты по аналогии доминанты с тоникой, т.е. всеми тремя звуками трезвучия. Поэтому открытие субдоминантового звука и субдоминантовой функции в музыке было неслучайным и прочно закрепилось во всех ладах,- настолько комфортно, близко и ожидаемо выглядит тоника с позиций субдоминанты. Поэтому субдоминанте принадлежит заслуга некоего первоначального переосмысления основы основ – тоники и расширения горизонтов лада (на 2 ступени).

Субдоминанта располагается на четвертой ступени лада и обозначается буквой S. Термин происходит от лат. sub - под и dominantis – господствующий, дословно можно трактовать как второй после господствующего (доминирующего, наиболее многочисленного).

Гармонический оборот тоники с субдоминантой называется плагальным.

Субдоминанта. Плагальный оборот.


Субдоминанта также относится к неустоям и тяготеет в тонику, однако, это тяготения менее выраженные, чем доминантовые и совсем иного качества (на слух). Музыкальные построения, основывающиеся на функциях Доминанты и Тоники не обладают такой красочностью и свежестью в сравнении с полноценными оборотами, включающими все три функции. Ход от субдоминанты к доминанте дает естественное и эффективное возрастание музыкального напряжения, разрешаемого в тонику, значимость которой сильно возрастает в таком прекрасном окружении.

 

Субдоминанту могут с успехом заменять, например, следующие функции (записано по возрастании степени музыкального напряжения):
IV - II6 – II5/6 – II#6

Аккорды субдоминанты


И в мажоре и в миноре с одинаковым успехом могут использоваться субдоминанты из одноименного лада.

Одноименные субдоминанты


 

Материалы урока о расширенных свойствах субдоминантовой вертикали, субдоминантовой фактуре и звукорядах в джазе смотреть в: субдоминанта джаза

Игра: кларнет в школе

кларнет в музыкальной школе, антология, игровые материалы

KaraokeJazz приложения

Мобильные приложения для музыкантов