3. Дополнительный курс
  • Register

Артикуляция в группах восьмых

Во многих случаях простая перестановка смысловых акцентов ведет к синкопированному звучанию материала, особенно в последовательных группах восьмых.

Некоторые вещи, которые по факту записать весьма сложно в плане правильного прочтения и исполнения, достигаются артикуляцией. Градации артикулированных перестановок сильных и слабых долей местами в группах восьмых длительностей могут быть весьма велики. И в этом случае нотная запись может усложниться до максимума. Некоторые сдвиги приводящие к свингованной оттяжке восьмых длительностей легче получить методом артикуляции, а при закреплении свести ее до минимума, оставив только оттяжку. В результате получается напрочь утраченный в современном джазе звук, основанный на ритмическом конфликте ровных восьмых с основным метром. Прием настолько выразительный, что стоит рассмотреть его подробнее. На примерах попробуем освоить его в совершенстве (или не очень...).

 

Придумывать ничего не буду, возьму для примера фрагмент из 8-и тактов композиции Ли Коница "Kary's trance" 204-й такт (4-я минута, 22-я секунда). Полностью композицию в двух тональностях можно поиграть здесь. А ниже даны примеры фрагмента (начало обозначено галочкой):

Kary's Trance
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:13 мин

Kary's Trance фрагмент импровизации Ли Коница для примера

 

Джазмены записали бы этот фрагмент вот так:

как принято записывать свингованные восьмые в группе

Мы для удобства применения метода будем играть с одной ноты из затакта, и для чистоты примера сделаем все соло чистым каскадом только восьмых длительностей:

каскад свингованных восьмых длительностей в группе

Проигрывание примера не составляет особых сложностей, но сразу надо сосредоточиться на более медленном темпе исполнения нового создаваемого нами упражнения.

 

Теперь, если в группе восьмых выделять не каждую первую, а каждую вторую восьмую, получится такая запись:

артикуляция свингованных восьмых длительностей в группе - вариант 1

Проницательные из музыкантов при проигрывании данного примера уже почувствовали, что внутренняя триольность одновременно и ощущается, и разрушается, сдвигаясь в сторону дуольности (но в триольном метре). Иначе не озвучится сама обратная артикуляция.


А теперь запишем наш пример вот так, чтобы совсем не было сомнений в обратной артикуляции: от слабой доли - к сильной:

джазовая артикуляция свингованных восьмых длительностей в группе - вариант 2

Становится ясно, что при таком исполнении в триольный метр будет попадать слабая доля, а сильная доля будет в оттяжке. Артикуляция данного примера достигается только временем исполнения. Вот откуда джазовые музыканты пришли к данному новому звуку. Получился новый метр с опорой на офф бит. Почему это звучит? И почему нет "гороха" с общим метром (которого придерживается ритм секция)? Всё просто, первая восьмая (доля) проплывает с оттяжкой по времени, зато вторая (восьмушка) попадает на четную (слабую) метрическую долю, главное, чтобы контрабас это понимал...

Посмотрите на рисунке ниже. Верхняя строчка показывает, что звучит по факту. Нижняя показывает, что подразумевает музыкант, применяющий обратную артикуляцию:

варианты записи свингованных восьмых

Далее я просто добавил несложную партию в левую руку и партию контрабаса. Это достаточный минимум, для того чтобы ощутить данный вид свинга. Даже нотный редактор озвучивает записанный пример наглядно (см. под примером):

звучание свингованных восьмых - нотная запись 1

01
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:19 мин

А упрощенная (равноценная) запись данного фрагмента могла бы выглядеть так:

свингованные восьмые - запись с помощью артикуляции

 

Техника такого качания очень хорошо подходит для исполнения октав, аккордов и блокаккордов. Также она хороша и для исполнения одноголосной мелодии. Это яркое средство джазовой выразительности, имеющее множество градаций качания в триольном метре. Приемом этим любил пользоваться Эрролл Гарнер, особенно в аккордовой технике, к которой он добавлял еще и арпеджиато. Замечено у Уинтона Келли, Рэда Гарланда и многих других пианистов. Для отработки приема ритм секция не обязательна. Бит можно отстукивать правой или левой ногой. В комбо уже любой солист совместно с контрабасом могут показать именно такой свинг, важно, чтобы оба понимали, что происходит.

 

Задания

 

1. Придумать (или позаимствовать, подсмотреть, переделать) мелодию из восьмых длительностей с гармонией. Исполнять в триольном свинге, исполнять с обратной артикуляции. Исполнять с поддержкой левой руки (для пианистов).

Для продвинутых пианистов: Исполнять данную мелодию октавами с включением квартовых аккордов и септаккордов. Исполнять блокаккордами под бит ногой.

В помощь:
материалы по квартаккордам в правой руке
материалы по игре аккордов в левой руке
материалы по блокаккордам

2. Создать блюз, включающий группы восьмых и также исполнять их в различных вариантах артикуляции.



 

При перестановке смысловых акцентов (применении джазовой артикуляции) возникает ощущение неярко выраженного триольного пунктира.

Пример – Келли «Улица Зеленого Дельфина».

Несильно выраженная артикуляция достигается  уже временем и начинает звучать весьма манерно, в особом джазовом штрихе. Этого тоже важно добиваться. В сольной игре это может и не так важно, а вот в комбо составе эффект будет потрясающим.

 

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза